Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-54
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 17832, 17833, 17834 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" и с 1 января 2018 года пунктов 18183, 18184, 18185 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 13 марта 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя АО Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" Семякина Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций").
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы N 786-ПП опубликовано 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП в пункте 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Указанный перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление Правительства Москвы N 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru), 29 ноября 2016 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, тома 24, 30 декабря 2016 года.
По состоянию на 1 января 2017 года в указанный Перечень включены: в пункт 17832 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1011, площадью 42 376,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, дом 65, строение 2; в пункт 17833 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1012, площадью 11,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, дом 65, строение 4; в пункт 17834 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1013, площадью 14,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, дом 65, строение 5.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП указанный Перечень объектов недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Постановление Правительства Москвы N 911-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http.//www.mos.ru), 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, тома 15, 14 декабря 2017 года.
По состоянию на 1 января 2018 года в указанный Перечень включены: в пункт 18183 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1011, в пункт 18184 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1012, в пункт 18185 здание с кадастровым номером 77:07:0012005:1013.
Публичное акционерное общество Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" (в настоящее время Акционерное общество Торгово-промышленная компания "МОССАХАР"), являясь собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:07:0012005:1011, 77:07:0012005:1012, 77:07:0012005:1013, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 17832, 17833, 17834 Перечня на 2017 год и пунктов 18183, 18184, 18185 Перечня на 2018 год, полагая, что здания не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположены на земельном участке с видом разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров", торгово-офисных объектов в зданиях не размещается, что не позволяет их отнести к зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам или объектам общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведённым законоположениям и нарушают права общества, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 13 марта 2018 года административный иск удовлетворен, признаны не действующими пункты 17832, 17833, 17834 Перечня с 1 января 2017 года, пункты 18183, 18184, 18185 Перечня с 1 января 2018 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик Правительство Москвы просит отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, без учёта всех обстоятельств дела, поскольку здания отвечают критериям, указанным в статье 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статье 378 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы и Акционерным обществом Торгово-промышленная компания "МОССАХАР" (далее также общество) представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, однако, включение строений 2, 4, 5, расположенных по адресу: город Москва, ул. Рябиновая д. 65, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017-2018 годы противоречит федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности абзац второй подпункта 2 пункта 4 после слова "назначение" дополнен словами "разрешенное использование или наименование", слова "с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости" заменены словами "со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости". Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Следовательно, включению в Перечень на 2018 год подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что общество является собственником трех нежилых зданий: с кадастровым номером 77:07:0012005:1011, общей площадью 42 376,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 65, стр. 2; с кадастровым номером 77:07:0012005:1012, общей площадью 11,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 65, стр. 4; с кадастровым номером 77:07:0012005:1013 общей площадью 14,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, д. 65, стр. 5.
Согласно данным технических паспортов и экспликаций зданий, данные нежилые здания отнесены к производственным строениям единого домовладения (производственный корпус и проходные) и расположены на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке, с кадастровым номером 77:07:0012005:19 площадью 29354 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: эксплуатация зданий и сооружений производственно-складской базы по расфасовке, хранению и реализации сахара и других товаров, что подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке.
Основанием для включения в Перечни спорных зданий послужил вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий среди прочих при эксплуатации зданий, расположенных на земельном участке, реализацию сахара и других товаров, что, по мнению административного ответчика, свидетельствует о возможности использования земельного участка для размещения зданий коммерческого назначения.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого (в редакции постановления от 15 июня 2016 года) предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков".
До внесения таких изменений (то есть до 15 июня 2016 года) разрешенное использование указывалось в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
По заявлению административного истца Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 15 ноября 2017 года на основании раздела 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий административного истца, в результате которых установлено, что строение 4 является контрольно-пропускным пунктом, строение 5 пунктом охраны, строение 2 складом с помещениями общего пользования, и фактически указанные здания не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Копии актов представлены в материалы дела.
Доводы апелляционной жалобы, повторяя позицию Правительства Москвы в суде первой инстанции, фактически сводятся к тому, что вид разрешенного использования земельного участка административного истца не совпадает с кодом классификации 1.2.9 "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", установленным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и позволяет размещать на нем торговые объекты по реализации сахара и других товаров на основании статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому Правительство Москвы не могло и не имело оснований не включать строения в Перечни, являются несостоятельными, так как в процессе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий административного истца, торгово-офисных помещений в них обнаружено не было, а само по себе использование при формулировании вида разрешенного использования земельного участка словосочетания "реализации сахара и других товаров" без выяснения сведений о фактическом использовании зданий не позволяло включать указанные здания в оспариваемые Перечни. Данные доводы получили должную и мотивированную оценку в решении суда первой инстанции, оснований для иной оценки в суде апелляционной инстанции не усматривается.
Позиция заявителя апелляционной жалобы основана на неверном толковании и применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому служить поводом для отмены состоявшегося решения суда не может.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 августа 2018 г. N 5-АПГ18-54
Текст определения официально опубликован не был