Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 5-АПГ18-63
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ворониной Светланы Викторовны на решение Московского городского суда от 19 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении её административного искового заявления о признании недействующими абзацев первого, третьего, четвёртого пункта 5.3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" (в редакции постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2016 года N 550-ПП).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Ворониной С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Правительства Москвы Голубкова П.А., Аветисянца Э.Л., Зайцева О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
17 мая 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 17 мая 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 21 мая 2013 года N 28. Данный нормативный акт принят на основании статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях создания единого парковочного пространства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
Согласно пункту 5.3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2016 года N 550-ПП срок действия резидентных парковочных разрешений составляет по выбору заявителя один год, два или три года со дня, следующего за днём внесения в реестр парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении (абзац первый).
В случае внесения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, действующем в пределах вводимой дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок до введения её в действие, срок действия резидентных парковочных разрешений исчисляется со дня введения в действие дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок (абзац второй).
В случае внесения годовой резидентной платы за пользование парковочными местами, установленной пунктом 3.4 указанного постановления, когда оплачиваемый период времени превышает оставшийся срок действия резидентного парковочного разрешения, срок действия такого резидентного парковочного разрешения продлевается на период времени, превышающий срок его действия, но не более чем на 14 календарных дней (абзац третий).
В случае обращения резидента с запросом о внесении в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы новой записи о резидентном парковочном разрешении в срок не ранее чем за два месяца до окончания срока действия одного из резидентных парковочных разрешений, действующих в отношении соответствующего жилого помещения, владение которым является основанием для внесения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится запись о новом резидентном парковочном разрешении, срок действия которого исчисляется со дня, следующего за днем окончания срока действия ранее действующего резидентного парковочного разрешения (абзац четвёртый).
Воронина С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев первого, третьего, четвёртого пункта 5.3 названного постановления в части:
- установления сроков действия резидентных парковочных разрешений в один, два и три года (абзац первый),
- несоответствия срока действия резидентного парковочного разрешения оплаченному резидентной платой годовому периоду (абзац третий),
- необходимости обращения резидента с запросом о внесении новой записи в реестр резидентных парковочных разрешений до истечения срока действующего резидентного парковочного разрешения.
В обоснование административного иска Воронина С.В. указала на отсутствие соответствующих условий пользования городскими платными стоянками в федеральных законах и нарушение собственных прав в результате привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 8.14 Кодекса об административных правонарушениях г. Москвы за несоблюдение оспариваемых норм.
Решением Московского городского суда от 19 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Воронина С.В. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы представлены возражения Правительства Москвы и Прокуратуры г. Москвы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах полномочий, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.
Отношения в сфере осуществления дорожной деятельности, в том числе использования автомобильных дорог на платной основе, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьёй 4 данного федерального закона определено, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьёй 12 указанного федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположены хна автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Следовательно, принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", содержащее оспариваемые положения, принято во исполнение вышеуказанных полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемой нормы федеральному законодательству в сфере дорожной деятельности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что полномочия Правительства Москвы по установлению порядка использования платных парковочных мест не ограничены какими-либо условиями, в том числе в части установления, продления и порядка исчисления сроков действия резидентных парковочных разрешений.
Нормы главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре хранения, под действие которых подпадают рассматриваемые правоотношения, также не содержат соответствующих ограничений и при этом предусматривают принцип срочности хранения (статья 889).
Таким образом, установление положениями оспариваемой нормы определённых сроков действия резидентных парковочных разрешений (один год, два или три года), продолжительности оплаченной годовой резидентной платой периода, сроков внесения новой записи о резидентном парковочном разрешении (не ранее чем за два месяца до окончания срока действия действующего резидентного парковочного удостоверения), соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд первой инстанции правильно указал, что предоставление собственнику транспортного средства права пользования парковочным местом на определённый срок по выбору является не ограничением прав пользования парковочными местами, а условием их реализации, не противоречащим закону.
При этом не имеет места несоответствие размеров оплаченной годовой резидентной платы периодам действия резидентных парковочных разрешений, на что было указано административным истцом.
Такой вывод обуславливается буквальным содержанием абзацев третьего и четвёртого оспариваемой нормы, из которых следует, что в случае внесения годовой резидентной платы на новый период до истечения оставшегося срока действия резидентного парковочного разрешения, этот срок продлевается не более чем на 14 календарных дней (абзац третий), а в случае обращения резидента с запросом о внесении в реестр парковочных разрешений соответствующей новой записи не ранее чем за два месяца до окончания срока действия резидентного парковочного разрешения, срок действия нового резидентного парковочного разрешения исчисляется со дня, следующего за днём окончания срока действия ранее действующего резидентного парковочного разрешения (абзац четвёртый).
При установленных обстоятельствах оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правил введения в действие, соответствует положениям федерального законодательства и не влечёт нарушение прав и законных интересов административного истца.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворониной С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2018 г. N 5-АПГ18-63
Текст определения официально опубликован не был