Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 18-КГ18-132
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2018 г. гражданское дело по иску государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Ленинградский дом - интернат для престарелых и инвалидов" к Чамаре Василию Ивановичу об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
по кассационной жалобе Чамары Василия Ивановича на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом - интернат для престарелых и инвалидов") 3 июля 2017 г. обратилось в суд с исковым заявлением к Чамаре Василию Ивановичу, ... года рождения, об обязании ежемесячно перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
В обоснование заявленных требований указано, что 12 января 2015 г. между ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в лице директора Романовой Л.М. и Чамарой В.И. заключён договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" обязалось оказывать Чамаре В.И. социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Чамара В.И. - оплачивать указанные услуги в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Чамара В.И. является инвалидом II группы, получателем страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты инвалидам (далее - ежемесячная денежная выплата).
В соответствии с пунктом 11 названного выше договора стоимость предоставления Чамаре В.И. социальных услуг в стационарной форме составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Ссылаясь на то, что в силу пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, при расчёте среднедушевого дохода учитывается в том числе и ежемесячная денежная выплата, и указывая, что Чамара В.И. в нарушение пункта 11 договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. отказывается оплачивать социальные услуги с учётом 75 процентов ежемесячной денежной выплаты и не подаёт в пенсионный орган в добровольном порядке заявление о ежемесячном перечислении на расчётный счёт организации социального обслуживания 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых ему социальных услуг в стационарной форме, ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" удовлетворены. Суд обязал Чамару В.И. перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты на расчётный счёт ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в период получения им социальных услуг в стационарной форме в счёт оплаты предоставляемых ему социальных услуг.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Чамарой В.И. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 мая 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 29 июня 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чамара В.И., ... года рождения, является инвалидом II группы и ему производится выплата страховой пенсии по инвалидности. Чамара В.И. как инвалид также получает ежемесячную денежную выплату.
Чамара В.И. находится на стационарном обслуживании в ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которое согласно абзацу первому пункта 1.1 Устава ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов", утверждённого приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 23 июня 2011 г. N 663, является стационарным учреждением социального обслуживания населения в государственной системе органов социальной защиты населения Краснодарского края.
Из приложенной ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" к исковому заявлению копии договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г., заключённого между ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом - интернат для престарелых и инвалидов" в лице директора Романовой Л.М. и Чамарой В.И., усматривается, что по условиям этого договора ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" приняло на себя обязательства оказывать Чамаре В.И. социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Чамара В.И. - оплачивать эти услуги за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.
Пунктом 11 данного договора также предусмотрено, что стоимость предоставления Чамаре В.И. социальных услуг в стационарной форме составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов", суд первой инстанции ссылался на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075, и исходил из того, что Чамара В.И., заключив 12 января 2015 г. договор о предоставлении социальных услуг, не исполняет его условия в части оплаты таких услуг, в связи с чем сделал вывод о наличии оснований для возложения на Чамару В.И. обязанности перечислять на расчётный счёт ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в период получения им социальных услуг в стационарной форме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Как указывает Чамара В.И. в кассационной жалобе, он поступил на стационарное обслуживание в ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" 17 декабря 2009 г.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Чамары В.И. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учётом утверждённых в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. N 237 "Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края".
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. N 3051-КЗ "О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края" (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 825-КЗ "О социальном обслуживании населения Краснодарского края"), а также в пункте 3.2.1. Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утверждённого приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. N 981.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
Так, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 этих правил при расчёте среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведённых нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменён: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчёте среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия её предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из её содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать её размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
С учётом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Соответственно, при разрешении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Чамаре В.И. об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания суду с учётом возражений ответчика следовало установить, являются ли спорные отношения сторон длящимися, а именно когда между ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" как поставщиком социальных услуг и Чамарой В.И. как получателем социальных услуг впервые был заключён договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме, продолжались ли эти отношения истца и ответчика по состоянию на 31 декабря 2014 г., каков был размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г. и превышает ли его размер ежемесячной платы, вновь установленный с 1 января 2015 г.
Между тем судебные инстанции при разрешении настоящего спора переходные положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (часть 2 статьи 35 данного закона) не применили, не определили названные обстоятельства в качестве юридически значимых и не установили их, вследствие чего вывод судебных инстанций о наличии оснований для возложения на Чамару В.И. обязанности перечислять на расчётный счёт ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в период получения им социальных услуг в стационарной форме нельзя признать правомерным.
Судебными инстанциями в настоящем деле допущены и существенные нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд (абзац первый части 4 статьи 198 ГПК РФ).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 195-198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
В силу абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришёл к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ).
Решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г. приведённым требованиям процессуального закона не соответствуют.
Как следует из материалов дела, Чамара В.И., возражая против удовлетворения исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, приводил доводы о том, что договор о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. он не подписывал, подпись на этом договоре ему не принадлежит.
В материалах дела имеется выданная 11 декабря 2009 г. Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края на имя Чамары В.И. путёвка на перевод N 2009/199 в Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов (в настоящее время - ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов").
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов" к Чамаре В.И. об обязании перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания со ссылкой на то, что Чамара В.И. подписал договор о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 г. и до настоящего времени условия договора в части оплаты таких услуг не исполняет, не принял во внимание доводы Чамары В.И. о том, что данный договор он не подписывал. При этом суд не дал оценки с учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, в том числе части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, представленной истцом в материалы дела путёвке на перевод Чамары В.И. N 2009/199 в Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов (в настоящее время - ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), датированной 11 декабря 2009 г. и свидетельствующей о возникновении отношений между сторонами по делу задолго до 12 января 2015 г. (даты, указанной в договоре о предоставлении социальных услуг, положенном судом в основу решения об удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов").
В суд апелляционной инстанции Чамара В.И. представил копию договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 17 декабря 2009 г. N 1312, заключённого им с государственным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов", которую просил приобщить к материалам дела (л.д. 63, 74, 97). По условиям этого договора размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составлял 75 процентов от установленных пенсий Чамары В.И. (пункт 2.1 договора). Чамара В.И. в апелляционной жалобе ссылался на то, что сложившиеся у него с учреждением социального обслуживания правоотношения являются длящимися, в связи с чем исходя из переходных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размер платы за предоставление ему социальных услуг в стационарной форме должен быть сохранён на условиях, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., то есть на условиях, определённых в договоре о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 17 декабря 2009 г.
Между тем суд апелляционной инстанции уклонился от возложенной на него процессуальным законодательством обязанности по созданию условий для полного и всестороннего установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения норм права, не исполнил требования абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ и не обсудил вопрос о принятии от Чамары В.И. дополнительного доказательства (копии договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 17 декабря 2009 г. N 1312, заключённого между Чамарой В.И. и государственным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов").
Кроме того, суд апелляционной инстанции, вопреки положениям пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 ГПК, в своём определении не привёл каких-либо мотивов или суждений по доводам апелляционной жалобы Чамары В.И. о длящемся характере правоотношений, сложившихся между ним и учреждением социального обслуживания в связи с заключением договора от 17 декабря 2009 г. и о необходимости сохранения ему в силу положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ размера платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме, установленного по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены решения Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинградский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суды обязали гражданина перечислять часть ежемесячной денежной выплаты, которую он получает как инвалид, в счет оплаты стационарного обслуживания в доме престарелых.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ усомнилась в наличии оснований для этого.
Дом престарелых настаивал, что гражданин обязался платить за обслуживание 75% своего среднедушевого дохода, при расчете которого учитывается в т. ч. указанная выплата.
Между тем не учтено, что до 1 января 2015 г. предельный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя соцуслуг составлял 75% установленной ему пенсии, а не среднедушевого дохода.
Если правоотношения между получателем и поставщиком соцуслуг возникли до указанной даты, то вновь установленная плата за них не должна превышать плату по состоянию на 31 декабря 2014 г.
В данном случае следовало выяснить, когда гражданин и дом престарелых впервые заключили договор о предоставлении соцуслуг, продолжались ли их отношения на 31 декабря 2014 г., какова была ежемесячная плата за услуги на эту дату и превышает ли она вновь установленную с начала 2015 г.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2018 г. N 18-КГ18-132
Текст определения официально опубликован не был