Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-08-05/63137
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
Согласно предоставленной в обращении информации российская организация в соответствии с договором оказания услуг осуществляла деятельность с использованием автотранспорта-автокрана и прочей строительной техники для белорусской организации на территории Российской Федерации.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 11 Соглашения установлено, что термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
Исходя из предоставленной вами информации и учитывая положения пункта 3 статьи 11 Соглашения, доходы от осуществления предпринимательской деятельности российской организацией по договору с белорусской организацией с использованием автотранспорта-автокрана и прочей строительной техники на территории Российской Федерации, по нашему мнению, не подпадают под определение термина "доходы от авторских прав и лицензий".
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность таким образом, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
Следовательно, прибыль российской организации от осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации подлежит налогообложению только в Российской Федерации в силу норм статьи 7 Соглашения.
Относительно налогообложения прибыли белорусской организации от осуществления деятельности на территории Российской Федерации сообщаем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.
Термин "постоянное представительство", в частности, включает:
а) место управления;
б) филиал;
в) контору;
г) фабрику;
д) мастерскую;
е) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место разведки или добычи природных ресурсов и
ж) строительный или монтажный объект.
Таким образом, в случае осуществления белорусской организацией деятельности на строительном или монтажном объекте, расположенном на территории Российской Федерации, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом ж) пункта 2 статьи 5 Соглашения такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации с первого дня начала осуществления деятельности. Следовательно, такая прибыль, полученная белоруской организацией от осуществления строительной деятельности на территории Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства, подлежит налогообложению в Российской Федерации согласно нормам статьи 7 Соглашения и нормам пункта 1 статьи 246, статьи 247 и статьям 306-308 Кодекса.
Также обращаем внимание, что постановка на налоговый учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, регламентирована нормами статей 23 и 83 Кодекса, а также Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения".
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.