Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 сентября 2018 г. N 03-12-12/63055
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. По вопросу деофшоризации экономики.
В рамках мер по деофшоризации российской экономики принят Федеральный закон N 376-ФЗ от 24.11.2014 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", направленный на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствования норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.
Кроме того, в отношении Российской Федерации с 01.07.2015 вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее - Конвенция), содержащая положения, позволяющие сторонам автоматически обмениваться информацией по налоговым делам. При этом обмен страновыми отчетами и финансовой информацией в соответствии с Конвенцией требует наличия отдельных соглашений между компетентными органами сторон. Такими соглашениями являются многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27.01.2016 и многостороннее Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях от 29.10.2014, являющиеся по сути исполнительными по отношению к Конвенции.
12.05.2016 Российская Федерация присоединилась к Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях от 29.10.2014, а 26.01.2017 - к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами от 27.01.2016.
Присоединение Российской Федерации к многосторонним Соглашениям является важнейшим инструментом для достижения поставленных целей по сокращению теневой экономики и борьбе с использованием противозаконных схем вывода прибыли из Российской Федерации, поскольку автоматический обмен обеспечит получение от зарубежных стран информации о распределении доходов между участниками международных групп компаний, необходимой для оценки рисков, связанных с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли.
Для целей создания механизма сбора налоговыми органами Российской Федерации информации, необходимой для осуществления обмена информацией с компетентными органами зарубежных стран, принят Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний".
В совокупности вышеуказанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды.
2. По вопросу развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены налоговые преференции в виде пониженных налоговых ставок и иных льгот по налогам.
Так, для налогообложения предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (организаций и индивидуальных предпринимателей) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены специальные налоговые режимы, представляющие собой особый установленный Кодексом порядок исчисления и уплаты налогов.
В соответствии со статьей 18 Кодекса к специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), патентная система налогообложения (далее - ПСН).
Указанные специальные налоговые режимы направлены в том числе на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства.
Переход налогоплательщика на применение специальных налоговых режимов является добровольным, что позволяет субъекту предпринимательства выбрать в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности оптимальный налоговый режим.
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.20 Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные ставки налога от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог (пункт 2 статьи 346.31 Кодекса).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 и пунктом 3 статьи 346.50 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Указанные индивидуальные предприниматели вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов в течение двух лет со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Одновременно отмечаем, в настоящее время, в целях исполнения подпункта "б" пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Минфином России совместно с ФНС России разрабатывается концепция нового специального налогового режима для физических лиц, не имеющих наемных работников.
Разрабатываемая концепция нового специального налогового режима подразумевает использование новых технологических решений, позволяющих налогоплательщикам автоматизировано с использованием мобильного приложения обмениваться информацией с налоговыми органами без представления налоговой отчетности, а также уплачивать единый платеж с выручки, включающий налог и страховые взносы.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.