Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 66-АПГ18-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования города Братска на решение Иркутского областного суда от 15 марта 2018 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими отдельных положений региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах", утверждённой постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года N 199-пп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Иркутской области 29 мая 2013 года N 199-пп утверждена и опубликована в газете "Областная" от 19 марта 2014 года N 29 региональная адресная программа Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах".
Пункт 6 раздела 2 Программы с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2017 года N 653-пп гласит, что доля израсходованных средств от лимита средств Фонда ЖКХ в отношении Иркутской области - 100%.
Перечень планируемых показателей выполнения Программы изложен в приложении 3 к Программе.
Срок реализации Программы: 2013-2017 годы.
Программа реализуется в 4 этапа:
- первый этап - 2013-2014 годы;
- второй этап - 2014-2015 годы;
- третий этап - 2015-2016 годы;
- четвертый этап - 2016-2017 годы.
В соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ окончание переселения граждан в рамках каждого этапа планируется осуществлять до конца года, следующего за годом получения финансовой поддержки Фонда ЖКХ. Одновременно с этим в связи с необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, планируется осуществить до 1 сентября 2017 года.
Согласно разделу 3 Программы в той же редакции мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован, не позднее чем 1 сентября 2017 года.
Администрация муниципального образования города Братска обратилась в суд с административным иском к Правительству Иркутской области о признании не действующими пункта 6 раздела 2 Программы в части слов "расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года", раздела 3 Программы в части слов "мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года", считая, что правовое регулирование в этих частях противоречит предписаниям статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", по смыслу которой срок окончания этапа 2016-2017 годов - 1 сентября 2018 года, что, как следствие, ущемляет права муниципального образования города Братска завершить отселение граждан из аварийного жилого фонда с использованием предоставленной финансовой поддержки за счёт средств Фонда, которое должно быть реализовано не позднее срока, установленного федеральным законодателем.
Решением Иркутского областного суда от 15 марта 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования города Братска просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения Правительства Иркутской области, а также заинтересованных лиц: Губернатора Иркутской области, Службы государственного финансового контроля Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области, Прокуратуры Иркутской области.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает признать недействующими оспариваемые положения в той мере, в какой они не предполагают этап переселения 2017 года граждан из остатка аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца, указав в частности в решении на то, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счёт средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 названной статьи. Правовое значение имеет факт принятия решения о предоставлении финансовой поддержки, а фактическое перечисление средств фонда на основании такого решения может осуществляться как в том же году, в котором принято решение, так и в следующем году. Таким образом, как отмечает суд первой инстанции, поскольку срок реализации этапа региональной программы начинает исчисляться с даты предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда на основании соответствующего решения и заканчивается не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой поддержки в этапе программы. Один этап длится два года, а этап 2016 года должен быть реализован не позднее 1 сентября 2017 года.
Выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права, они сделаны без учёта того, что Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", определяя статус и функции Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, для целей данного федерального закона под аварийным жилищным фондом понимает совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, он одновременно предусматривает, что принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, а предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на условиях, предусмотренных названным Федеральным законом (пункты 2, 3 и 4 статьи 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункты 2, 3 и 4 статьи 1" имеется в виду "пункты 2, 3 и 4 статьи 2"
Фонд предоставляет поддержку за счёт своих средств при условии: наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2017 года - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2013 года до 1 сентября 2017 года;
наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждённой в соответствии со статьёй 16 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункты 9.10, 11 части 1 статьи 14).
Указанным положениям корреспондирует статья 16 названного федерального закона, в силу предписаний которой утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является обязательным условием предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.
Часть 1 данной статьи гласит, что в случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности фонда.
При этом она должна содержать:
перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включённого в перечень аварийных домов;
объём долевого финансирования за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;
обоснование указанного объёма средств, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым её этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счёт средств фонда, решения о предоставлении которой, принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 этой статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи (пункты 1, 2, 3, 4 и 5 части 2).
Вводя в части 2.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ объективные критерии расчёта этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, федеральный законодатель, ведет речь о размере этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, который должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда.
Под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включённого в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Говоря о сроках реализации региональных адресных программ, федеральный законодатель устанавливает не только срок реализации этапа 2016 года не позднее 1 сентября 2017 года, но также и срок реализации этапа 2017 года, указанного в третьем предложении части 2.1 данной статьи, не позднее завершения срока деятельности Фонда (часть 11 статьи 16).
Согласно статьям 3 и 25 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ фонд действует до 1 января 2019 года и подлежит ликвидации.
Таким образом, сроки реализации Программы обусловлены, во-первых, началом действия утверждённой Программы, во-вторых, выбранным субъектом Российской Федерации способом предоставления жилья жителям аварийных многоквартирных домов или изъятия органами местного самоуправления жилых помещений в аварийных многоквартирных домах:
если средства, полученные для реализации Программы за счёт разных источников, будут направляться на выкуп жилья у собственников помещений в аварийных многоквартирных домах или предоставление жилых помещений, приобретённых на рынке жилья, то в этом случае оптимальный срок реализации Программы определяется текущим годом;
если средства будут расходоваться также на строительство многоквартирных домов, срок выполнения региональной программы по переселению граждан должен определяться сроком их строительства, временем регистрации, приобретаемых в муниципальную собственность и временем их обмена на жилые помещения в аварийных многоквартирных домах;
в-третьих, сроки реализации Программы поставлены в зависимость от остатка аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, признанного аварийным до 1 января 2012 года в установленном законом порядке.
Анализ положений Региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах" указывает на то, что Программа утверждёна постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года N 199-пп без учёта начала её действия, а сроки реализации этапов региональной программы утверждены без учёта избранного способа предоставления жителям аварийных домов, остатка аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
По состоянию на 18 июля 2017 года объём аварийного жилищного фонда, который необходимо ликвидировать на территории Иркутской области до 1 сентября 2017 года составляет 550,4 тысяч кВ.м. В рамках Программы во взаимодействии с Фондом ЖКХ планируется расселить 418,6 тыс. кВ.м.
Указанное обстоятельство не отрицается и показаниями представителя заинтересованного лица Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, из которых следует, что невыполнение Программы составило 13%.
Поскольку доказательств, подтверждающих отсутствие остатка аварийного жилищного фонда, представителями Правительства Иркутской области не представлено, что действительно указывало бы на правомерность невключения в Программу этапа 2017 года на ликвидацию остатка аварийного жилищного фонда, у суда не было оснований для признания соответствующим федеральному законодательству оспариваемых положений.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 15 марта 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление администрации муниципального образования города Братска удовлетворить.
Признать не действующими пункт 6 раздела 2 в части слов "расселение всего аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2012 года, необходимо осуществить до 1 сентября 2017 года", раздела 3 в части слов "Мероприятия Программы подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области в срок не позднее 31 декабря года, следующего за годом начала этапа Программы. Этап 2016-2017 годов Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2017 года" региональной адресной программы Иркутской области "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах", утверждённой постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013 года N 199-ПП в той мере, в какой эти положения не предполагают этап переселения 2017 года граждан из остатка аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 66-АПГ18-26
Текст определения официально опубликован не был