Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 48-КГ18-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 августа 2018 г. гражданское дело по иску Бердинской Алевтины Петровны к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска об обязании начислить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Бердинской А.П. на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 4 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 сентября 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бердинская Алевтина Петровна 22 декабря 2016 г. обратилась в суд с иском к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска (далее также - управление, орган социальной защиты) о возложении обязанности начислить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Бердинская А.П. указала, что она проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: ... Квартира принадлежит ей на праве собственности. На 1 января 2016 г. ею полностью произведена оплата коммунальных услуг, в связи с чем 12 января 2016 г. она обратилась в Тракторозаводское управление социальной защиты населения администрации города Челябинска с заявлением о начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - субсидия) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Уведомлением ответчика от 15 января 2016 г. N 55 ей было отказано в начислении данной субсидии по причине наличия задолженности перед муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение водоотведения и водоснабжения" по статье общедомовые нужды и установка общедомовых приборов учета холодной воды.
По мнению Бердинской А.П., отказ ответчика в назначении ей субсидии с 1 января 2016 г. нарушает ее права и является незаконным, так как задолженности по оплате коммунальных услуг у нее нет, а для собственников оплата за общедомовые нужды предусмотрена законом только с 1 января 2017 г., кроме того, устанавливать общедомовые приборы учета обязаны ресурсоснабжающие организации. Истец просила обязать Тракторозаводское управление социальной защиты населения администрации города Челябинска начислить и выплачивать ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2016 г. ежемесячно в сумме 2 431,80 руб. до окончания срока выплаты, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Определением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 мая 2017 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-7" (далее - ООО "ЖЭУ-7").
Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 4 июля 2017 г. в удовлетворении исковых требований Бердинской А.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Бердинской А.П. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 4 июля 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 сентября 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 13 апреля 2018 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 11 июля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Бердинская А.П. (сведений о причинах неявки не представила) и представитель Тракторозаводского управления социальной защиты населения администрации г. Челябинска, направивший письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя управления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бердинская А.П., ... года рождения, является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ...
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., проведенного в форме заочного голосования 31 марта 2015 г., решением собственников помещений в многоквартирном доме с 1 апреля 2015 г. выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО "ЖЭУ-7", а также утвержден порядок внесения платы за коммунальные услуги: непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
12 января 2016 г. Бердинская А.П. обратилась в Тракторозаводское управление социальной защиты населения администрации г. Челябинска с заявлением о начислении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Уведомлением Тракторозаводского управления социальной защиты населения администрации г. Челябинска от 15 января 2016 г. N 55 Бердинской А.П. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на подпункт "а" пункта 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", то есть по причине наличия у Бердинской А.П. задолженности перед муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение водоотведения и водоснабжения" по оплате за общедомовые нужды и установку общедомовых приборов учета холодной воды.
Полагая, что ответчик незаконно отказал ей в назначении субсидии, Бердинская А.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (частью 1 статьи 153, частью 1 статьи 154, частью 1 статьи 155, частью 7.1 статьи 155 (в редакции, действующей на момент обращения Бердинской А.П. с заявлением о назначении субсидии - 12 января 2016 г.), частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", и исходил из того, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Принимая во внимание, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., выбрана управляющая компания ООО "ЖЭУ-7" для управления многоквартирным домом и решено, что оплату коммунальных услуг собственник осуществляет непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а также установив, что у истца имелась задолженность по оплате коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией - муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение водоотведения и водоснабжения" - по водоснабжению на общедомовые нужды и расходам на установку общедомовых приборов учета воды, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Бердинской А.П. об обязании ответчика назначить ей субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на то, что Бердинской А.П. за декабрь 2015 г. не оплачены водоснабжение (общедомовые нужды) и расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды. В связи с наличием у Бердинской А.П. задолженности по коммунальным платежам на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг правовых оснований для назначения ей такой субсидии у ответчика не имелось, поскольку частью 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", прямо предусмотрена возможность предоставления субсидии гражданам только при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, проходящих военную службу, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Из пункта 67 Правил следует, что финансирование расходов на предоставление субсидий лицам, проходящим военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям, организациям и органам соответствующих федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлен перечень оснований для приостановления и прекращения предоставления субсидий.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
В целях установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий малоимущих граждан, проживающих на территории Челябинской области, при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительством Челябинской области принято постановление от 12 апреля 2006 г. N 61-П "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий малоимущих семей при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Челябинской области".
В пункте 1 постановления Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. N 61-П определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 г. N 247-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Административный регламент).
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги (пункт 1 Административного регламента).
Предоставление государственной услуги осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области (пункт 7 Административного регламента).
Основания для приостановления и прекращения предоставления субсидии, а также для возобновления предоставления субсидии, предусмотренные Административным регламентом, аналогичны основаниям, приведенным в пунктах 56-60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Из приведенных нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этой меры социальной поддержки.
По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При этом решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Исходя из приведенных нормативных положений, а также из разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как установлено судом, уведомлением Тракторозаводского управления социальной защиты населения администрации г. Челябинска от 15 января 2016 г. N 55 Бердинской А.П. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на подпункт "а" пункта 56 Правил (по причине наличия у Бердинской А.П. задолженности перед муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение водоотведения и водоснабжения" по оплате за общедомовые нужды и установку общедомовых приборов учета холодной воды). Из материалов дела следует, что причины образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг названным управлением социальной защиты не устанавливались.
Судебные инстанции, разрешая вопрос о законности отказа ответчика - Тракторозаводского управления социальной защиты населения администрации г. Челябинска в предоставлении Бердинской А.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащие применению нормативные правовые акты в их системной взаимосвязи не применили, в связи с чем выводы о наличии у ответчика оснований для отказа в назначении Бердинской А.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются неправомерными.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В нарушение этих норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не определены действительные правоотношения сторон исходя из заявленных Бердинской А.П. исковых требований, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права и, соответственно, для оценки обоснованности отказа ответчика в предоставлении Бердинской А.П. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не установлены юридически значимые обстоятельства по делу: относится ли Бердинская А.П. к числу лиц, имеющих право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; период, за который у Бердинской А.П. образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг; размер этой задолженности; устанавливал ли уполномоченный орган причины ее возникновения (уважительные или неуважительные); предлагалось ли ей уполномоченным органом погасить задолженность и в какие сроки; материальное положение истца.
Однако вместо заявленного Бердинской А.П. к разрешению спора о ее праве на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и законности действий ответчика по не предоставлению субсидии судебные инстанции рассматривали вопрос о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги и о том, кому должна вноситься эта плата.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, кроме того, полагает необходимым обратить внимание на допущенный судебными инстанциями формальный подход к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешается спор, связанный с реализацией гражданином права на меры социальной поддержки.
Исходя из положений статей 67, 71, 195-198, 329 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из текстов обжалуемых судебных постановлений, судами при разрешении спора по иску Бердинской А.П. к Тракторозаводскому управлению социальной защиты населения администрации г. Челябинска о возложении обязанности начислить субсидию выполнены не были. Судами не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, закрепленное в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, пункте 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Довод суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении иска Бердинской А.П. о возложении обязанности на уполномоченный орган назначить субсидию о том, что задолженность по коммунальным платежам возникла у истца в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на общедомовые нужды и расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды, а не по каким-либо иным причинам, Судебная коллегия признает несостоятельным, так как он сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 4 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 сентября 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не согласилась с отказом судов обязать орган соцзащиты начислить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсировать истице моральный вред.
Если долг гражданина по оплате жилья и коммунальных услуг возник по уважительным причинам, отказать в субсидии нельзя.
В данном случае орган соцзащиты не выяснил причины образования (непогашения) долга истицы. Довод о том, что долг возник из-за ее несогласия оплачивать водоснабжение на общедомовые нужды и установку общедомовых приборов учета холодной воды, а не по иным причинам, несостоятелен. Он сделан без исследования всех значимых обстоятельств.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2018 г. N 48-КГ18-14
Текст определения официально опубликован не был