Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 44-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Наместниковой Надежды Николаевны о признании недействующим абзаца второго пункта 3.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утверждённого Указом Губернатора Пермского края от 21 января 2005 года N 11, в части слов "в пределах установленной стоимости на услуги по погребению" по апелляционной жалобе административного истца на решение Пермского областного суда от 12 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Губернатора Пермского края от 21 января 2005 года N 11 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края (далее - Положение), опубликованное 28 января 2005 года в официальном печатном издании - в областной газете "Пермские новости", N 4, пунктом 3.3 которого предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц юридическим лицам и гражданам, взявшим на себя организацию по их погребению, производится возмещение затрат согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон о погребении), за вычетом выплаченного в соответствии с действующим законодательством социального пособия на погребение.
Согласно абзацу второму названного пункта возмещение затрат осуществляется в пределах установленной стоимости на услуги по погребению в течение трёх месяцев после представления в территориальный орган Министерства социального развития по месту погребения реабилитированного заявления, копии свидетельства о смерти реабилитированного, свидетельства о реабилитации или иного документа, подтверждающего статус умершего, платёжных документов, подтверждающих факт произведённых затрат.
Наместникова Н.Н. обратилась с административным иском о признании недействующим абзаца второго пункта 3.3 Положения в части слов "в пределах установленной стоимости на услуги по погребению" ввиду его несоответствия преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)", статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон от 18 октября 1991 года); пункту 6 статьи 4 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", считая, что оспариваемое региональное предписание нарушает её право на получение возмещения затрат, связанных с погребением реабилитированного лица.
Решением Пермского краевого суда от 12 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Наместниковой Н.Н. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, Губернатором Пермского края и Министерством социального развития Пермского края поданы возражения о несостоятельности доводов жалобы и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив материалы административного дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемая административным истцом норма принята в рамках полномочий и компетенции Губернатора Пермского края, относящейся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением установленной законом процедуры принятия и опубликования нормативных правовых актов и не противоречит федеральному законодательству.
Позиция суда построена на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите населения основано на положениях Конституции Российской Федерации. Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесённым федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Целью Закона от 18 октября 1991 года, как указано в его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба.
До внесения в названный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменений часть 3 статьи 16 предусматривала, что в случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счёт государства.
С 1 января 2005 года названная статья изложена в новой редакции, согласно которой реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 30 ноября 2004 года N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (далее - Закон Пермского края) урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе проживающим на территории Пермского края реабилитированным лицам.
Статьи 4 и 4.1 названного закона о мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, а также не имеющих инвалидность и не являющихся пенсионерами соответственно и устанавливают, что в случае смерти реабилитированных лиц юридическим лицам и гражданам, взявшим на себя организацию их погребения, производится возмещение затрат в порядке, определяемом Губернатором края (пункты 6 и 2 соответственно в редакции, действующей на момент принятия Положения).
Приведённые положения Закона Пермского края согласуются с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящим к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым названными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий.
Исходя из приведённых правовых предписаний суд первой инстанции правильно констатировал о принятии Положения полномочным органом в пределах предоставленной компетенции.
Является верным вывод суда о соответствии оспариваемой региональной нормы имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), регулирующий отношения, связанные с погребением умерших, вопросы погребения реабилитированных лиц не регламентирует, устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению (статья 9), а также выплату социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счёт средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона, но не превышающем 4000 рублей (статья 10).
Стоимость услуг на погребение, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от правового статуса умершего лица (часть 3 статьи 9 Закона о погребении).
Таким образом, федеральное законодательство, на нормы которого ссылается административный истец в обоснование заявленных требований, порядок и условия предоставления услуг на погребение реабилитированных лиц и размер их возмещения не устанавливает, следовательно, субъект Российской Федерации правомерно осуществил правовое регулирование в названной области общественных отношений, которое нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются несостоятельными.
Ссылка административного истца на постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 года N 616 "О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счёт государства" не может быть принята во внимание, поскольку названный акт признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489.
Кроме того, ранее действующее федеральное регулирование вопроса погребения реабилитированных лиц, как это следует из анализа правовых норм названного постановления, предусматривало возмещение затрат, связанных с погребением, также исключительно в установленном объёме (оформление документов, необходимых для погребения умершего; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего к месту погребения (кремации);погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), содержало нормы, согласно которым дополнительные виды услуг оплачиваются за счёт граждан, предприятий, учреждений и организаций, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, а затраты, связанные с погребением реабилитированных лиц, возмещаются исходя из минимальных цен и тарифов на услуги по погребению, действующих в данной местности на момент смерти реабилитированного лица, за вычетом выплачиваемого в соответствии с действующим законодательством социального пособия на погребение.
В этой связи суд первой инстанции правильно отверг довод административного истца об ухудшении региональным правовым регулированием ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, верно признав несостоятельной ссылку на статью 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, взявшим на себя обязанность погребения реабилитированного лица, оспариваемым Положением установлен в соответствии с положениями федерального законодательства и определённый размер возмещения расходов согласуется с федеральными нормами, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое административным истцом положение второго абзаца пункта 3.3 Положения не отменяет меру социальной поддержки по возмещению затрат на погребение и о необоснованности заявленных Наместниковой Н.Н. требований, являются правомерными, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении административного дела, влекущих отмену состоявшегося судебного акта, судом первой инстанции не допущено, решение является законным, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не влекут отмену судебного акта.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наместниковой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 44-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был