Апелляционное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 августа 2018 г. N 201-АПУ18-30
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Фомине С.А.
с участием прокурора отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Обухова А.В., осуждённого Бобомуродова А.М. - путём использования систем видеоконференц-связи, защитника-адвоката Хасавова Д.З., переводчика Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осуждённого Бобомуродова А.М. и защитника-адвоката Хасавова Д.З. на приговор Московского окружного военного суда от 25 апреля 2018 г., которым гражданин Республики Таджикистан
Бобомуродов Абдураим Мирзоназарович, ... несудимый,
осуждён по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ) к лишению свободы сроком на 6 (шесть) лет в исправительной колонии общего режима.
Судом разрешены вопросы о мере пресечения, процессуальных издержках, а также о судьбе вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дербилова О.А., объяснения осуждённого Бобомуродова А.М. и защитника-адвоката Хасавова Д.З. в обоснование и поддержку доводов апелляционных жалоб, мнение прокурора Обухова А.В., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы осуждённого и защитника-адвоката без удовлетворения, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила:
по приговору суда Бобомуродов А.М. признан виновным и осуждён за финансирование терроризма.
Преступление осуждённым совершено в период с 5 по 7 февраля 2017 г. при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Бобомуродов А.М. в апелляционной жалобе выражает несогласие с приговором и заявляет, что признательные показания на следствии он дал под влиянием незаконного воздействия сотрудников правоохранительных органов. Также осуждённый просит учесть, что денежные средства он отправлял для оказания помощи нуждающемуся ребёнку, при этом у него самого на иждивении находятся четверо несовершеннолетних детей.
Защитник-адвокат Хасавов Д.З. называет приговор незаконным, необоснованным и несправедливым, вынесенным с нарушением требований о независимости, беспристрастности суда, состязательности сторон, на основе недопустимых и недостоверных доказательств, полученных под пытками со стороны сотрудников правоохранительных органов.
По мнению адвоката, судом нарушена презумпция невиновности, поскольку в ходе судебного заседания Бобомуродов А.М. находился за решёткой.
Материалами дела не доказаны событие преступления и вина осуждённого, так как перечислением денежных средств он желал оказать помощь нуждающимся.
Бобомуродов А.М. задержан в отсутствие законных оснований и с нарушением уголовно-процессуального порядка. Судом не установлено точное время его задержания.
Проверка и оценка доказательств по делу произведены с нарушением ст.ст. 87 и 88 УПК РФ.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий использованы судом при вынесении приговора вопреки положениям, определённым ст. 89 УПК РФ.
При расследовании уголовного дела нарушено право Бобомуродова А.М. на пользование помощью переводчика, поскольку переводчики Ш., и К. в недостаточной степени владеют русским и таджикским языками.
Выводы суда, изложенные в приговоре, основаны на предположениях.
В заключение жалобы адвокат Хасавов Д.З. просит приговор отменить и вынести в отношении Бобомуродова А.М. оправдательный приговор.
В возражениях на апелляционные жалобы осуждённого и защитника-адвоката государственный обвинитель Белых Е.А. просит оставить их без удовлетворения, а приговор без изменения.
Рассмотрев материалы уголовного дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционных жалобах, заслушав стороны, Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции о доказанности вины Бобомуродова А.М. в финансировании терроризма сделаны в результате всестороннего и полного исследования собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением уголовно-процессуального закона, надлежаще проверены судом и оценены в приговоре по правилам, установленным ст.ст. 87, 88 УПК РФ.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон. Обстоятельства, при которых совершено преступление и которые в силу ст. 73 УПК РФ подлежали доказыванию по уголовному делу, установлены правильно.
Все ходатайства сторон обвинения и защиты рассмотрены судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с выяснением мнений участников судебного разбирательства по заявленным ходатайствам и вынесением мотивированных определений.
В приговоре, как это предусмотрено ст. 307 УПК РФ, содержится описание преступных действий Бобомуродова А.М. с указанием места, времени, способа их совершения, формы вины, мотивов, изложены доказательства виновности осуждённого, приведены основания, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты судом.
Позиция осуждённого и его защитников как по делу в целом, так и по отдельным деталям обвинения и обстоятельствам доведена до сведения суда с достаточной полнотой и определённостью. Она получила объективную оценку в приговоре, как и доказательства, представленные стороной защиты.
Судом установлено, что Бобомуродов А.М., находясь на территории Мурманской области, разделяя радикальные взгляды и убеждения участников запрещённой международной террористической организации "Исламское государство" (далее - МТО "ИГ"), в целях получения информации о её деятельности и возможных способах оказания содействия незаконным вооружённым формированиям, структурно входящим в указанную террористическую организацию, установил на принадлежащий ему мобильный телефон программу "Zello" для передачи голосовых и текстовых сообщений, зарегистрировался в группе, используемой членами МТО "ИГ" для распространения её идеологии, вовлечения в неё новых участников и финансирования терроризма.
Желая оказать финансовую помощь незаконным вооружённым формированиям МТО "ИГ", 5 февраля 2017 г. Бобомуродов А.М. получил сведения о номере электронного средства платежа в платёжном сервисе "Яндекс.Деньги", оформленного на имя одного из участников МТО "ИГ" (уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство), договорился с Ш. не осведомлённым о его преступных намерениях, о переводе 5 000 рублей на указанное выше электронное средство платежа, для чего передал ему номер электронного средства платежа и денежные средства.
7 февраля 2017 г. Ш. исполнил просьбу Бобомуродова А.М.
Эти обстоятельства подтверждены доказательствами, приведёнными в приговоре, в том числе:
показаниями свидетелей A., С., Б., М. и Б. сообщивших об обстоятельствах установления 9 апреля 2017 г. личности Бобомуродова А.М., обнаружения в его мобильном телефоне видеозаписи и иных материалов о преступной деятельности МТО "ИГ", интернет-приложения "Zello", в котором он состоял в группе, используемой членами МТО "ИГ", выявления факта перевода им денег для финансирования деятельности МТО "ИГ", а также о проведении с участием Бобомуродова А.М. ряда оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых он подтвердил совершение им финансирования терроризма путём перечисления денежных средств на нужды МТО "ИГ";
оглашёнными в судебном заседании с согласия сторон показаниями свидетеля Ш. о том, что зимой 2017 года Бобомуродов А.М. ввиду занятости на работе попросил его положить на счёт "Яндекс.Деньги" 5 000 рублей, для чего передал деньги и листок бумаги с цифрами счёта. Он выполнил эту просьбу в салоне связи "Связной" в городе Мурманске, после чего вернул Бобомуродову А.М. лист бумаги с номером счёта и чек об оплате;
оглашёнными в судебном заседании с согласия сторон показаниями свидетеля М. об использовании им в 2017 году программы "Zello" на определённом канале, с помощью которой участники отправляли сообщения, пропагандирующие деятельность МТО "ИГ" по созданию всемирного исламского халифата и ведению с этой целью боевых действий на территории Сирии и Ирака против правительственных сил этих государств, при этом модераторы группы призывали других участников оказывать помощь участникам МТО "ИГ", ведущим борьбу против неверных, путём отправки денег на счета и электронные кошельки, открытые в разных платёжных системах, номера которых неоднократно диктовались в аудио-сообщениях участников канала;
протоколом осмотра предметов и документов от 16 апреля 2017 г., согласно которому в мобильном телефоне Бобомуродова А.М. обнаружены видеозаписи и иные материалы о преступной деятельности МТО "ИГ", интернет-приложение "Zello", в котором он состоял в группе, используемой членами МТО "ИГ";
протоколом осмотра предметов и документов от 17 апреля 2017 г., а также заключением эксперта от 28 июля 2017 г. о том, что рукописный текст с цифрами счёта "Яндекс.Деньги" на обнаруженном 9 апреля 2017 г. по месту работы Бобомуродова М.А. отрезке бумаги выполнен осуждённым. Там же был найден кассовый чек ЗАО "Связной логистика" N 22000 от 7 февраля 2017 г.;
протоколами выемки от 12 сентября 2017 г., осмотра предметов и документов от 20 сентября, от 22 декабря 2017 г., а также иными документами, подтверждающими факт перечисления 7 февраля 2017 г. Ш. по просьбе Бобомуродова М.А. 5 000 рублей на электронный кошелёк, оформленный в международной платёжной системе "WebMoney Transfer" на имя определённого участника МТО "ИГ";
результатами оперативного эксперимента, проведённого 11 апреля 2017 г., в ходе которого Бобомуродов А.М. в присутствии переводчика с помощью своего мобильного телефона осуществил вход в определённую группу в приложении "Zello" для получения сведений о номере счёта для перечисления денег в целях финансирования МТО "ИГ", при этом участники группы сообщили ему информацию об определённом лице, которое предоставило сведения о номере электронного QIWI-кошелька для зачисления денежных средств на указанные цели;
оглашёнными в судебном заседании показаниями Бобомуродова А.М., данными им в ходе предварительного следствия, об обстоятельствах его общения с использованием приложения "Zello" в мобильном телефоне с участником группы, поддерживающим и активно пропагандирующим идеологию МТО "ИГ", по просьбе которого для финансирования деятельности МТО "ИГ" 7 февраля 2017 г. он с помощью Ш. перевёл 5 000 рублей на номер счёта электронного кошелька, предоставленного указанным лицом;
протоколами иных следственных действий, различными документами, вещественными и другими доказательствами.
Все эти доказательства получены в установленном законом порядке, полно и подробно изложены в приговоре, согласуются между собой по фактическим обстоятельствам, времени, не содержат существенных противоречий, в связи с чем правильно признаны судом достоверными и взяты за основу при постановлении приговора.
Сам Бобомуродов А.М. не отрицал факта перечисления им через Ш. 5 000 рублей на определённый электронный счёт "Яндекс. Деньги".
Доводы стороны защиты, повторяемые в апелляционных жалобах, о невиновности Бобомуродова А.М. в финансировании терроризма, так как финансовая помощь предназначалась нуждающемуся ребёнку, тщательно исследовались судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, непосредственно исследованных в судебном заседании.
Оценивая направленность умысла осуждённого при переводе денежных средств, суд верно учёл обстоятельства, связанные с обнаружением в его телефоне материалов, относящихся к деятельности МТО "ИГ", с получением им двух неперсонифицированных номеров счетов для перевода денег, снятие денежных средств с которых осуществлялось на территории Турции, при этом к открытию и использованию этих счетов причастны лица, в отношении которых осуществляется уголовное преследование за совершение преступлений террористического характера.
Окружной военный суд правильно принял во внимание и показания Бобомуродова А.М., данные им в ходе предварительного следствия и полностью согласующиеся с иными исследованными доказательствами по делу, о перечислении им денежных средств именно в целях оказания финансовой помощи незаконным вооружённым формированиям, действующим в составе международной террористической организации "Исламское государство".
Показания на предварительном следствии Бобомуродов А.М. давал, в том числе при участии переводчика и в присутствии своего защитника-адвоката, и эти показания нашли своё процессуальное закрепление в протоколах следственных действий, проводимых с его участием, после прочтения которых участвующие лица никаких заявлений и замечаний, в том числе о применении к Бобомуродову А.М. недозволенных мер воздействия или о нарушении закона не сделали, заявив о том, что показания он давал добровольно и без какого-либо воздействия на него, удостоверив правильность зафиксированных в этих протоколах сведений своими подписями.
В целях проверки доводов стороны защиты о применении к Бобомуродову А.М. пыток при его задержании и последующих допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого судом допрошены следователи У., К., переводчики К., Ш., не подтвердившие незаконные действия в отношении Бобомуродова А.М., исследованы документы из изолятора временного содержания УМВД России по Мурманской области об отсутствии телесных повреждений у последнего при административном задержании 10 апреля 2017 г., а также из УФСБ России по Мурманской области о том, что в апреле 2017 года в помещениях управления сотрудник полиции С., на которого указал Бобомуродов А.М. как на лицо, применявшее к нему насилие, не находился.
Оснований для оговора осуждённого допрошенными по делу свидетелями не установлено, не представлены они и в апелляционных жалобах.
С учётом исследованных доказательств судом обоснованно и мотивированно признаны несостоятельными показания свидетелей Б., Б. и А., об обстоятельствах применения незаконных действий к осуждённому, очевидцами которых они не являлись, а представленные ими сведения основаны на предположениях.
Таким образом, показания Бобомуродова А.М. на предварительном следствии, вопреки утверждениям стороны защиты об обратном, были получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона с реализацией его прав, предусмотренных ст. 18 УПК РФ, и на основании п. 1 ч. 1 ст. 276 УПК РФ (при наличии существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым в ходе предварительного следствия и в суде) непосредственно исследованы судом и положены в основу приговора после их надлежащей проверки и оценки с учётом совокупности иных доказательств по делу.
Несмотря на утверждение адвоката Хасавова Д.З., в приговоре дана правильная оценка результатам оперативно-розыскных мероприятий, осуществлённых по делу. Выводы суда о законности данных мероприятий, относимости их результатов к предъявленному Бобомуродову А.М. обвинению убедительны, подробно мотивированы в приговоре и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Из материалов дела видно, что оперативно-розыскные мероприятия проведены при отсутствии признаков провокации преступлений со стороны правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а результаты оперативно-розыскной деятельности представлены органам следствия с соблюдением "Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".
Довод адвоката о нарушении закона при задержании Бобомуродова А.М. противоречит материалам уголовного дела, согласно которым порядок задержания, предусмотренный ст. 92 УПК РФ, был полностью соблюдён, а процессуальные права Бобомуродова А.М. не нарушены.
Утверждения защитника Хасавова Д.З. о ненадлежащем исполнении переводчиками своих обязанностей в ходе предварительного следствия являются надуманными и неподтверждёнными объективными данными. Напротив, материалы уголовного дела свидетельствуют о добросовестном и качественном исполнении переводчиками своих обязанностей, при этом Бобомуродов А.М. после общения с переводчиками давал согласие на их участие при производстве следственных действий, жалоб по поводу исполнения ими обязанностей по переводу и отводов не заявлял.
Само по себе рассмотрение уголовного дела в условиях, при которых подсудимый содержался в защитной кабине из металлических прутьев, не может рассматриваться как основание для отмены приговора суда.
В ходе предварительного следствия и при судебном разбирательстве к Бобомуродову А.М. была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Именно этим обстоятельством определялись условия его содержания в зале судебного заседания. Предпринятые с целью обеспечения безопасности меры не противоречили предъявленному Бобомуродову А.М. обвинению в совершении тяжкого преступления и не были явно несоразмерными. С учётом того, что это обвинение нашло своё подтверждение, приговор в этой части является законным, утверждение адвоката Хасавова Д.З. о нарушении судом презумпции невиновности является несостоятельным и противоречит материалам дела, из которого усматривается, что все принципы уголовного судопроизводства, в том числе презумпции невиновности, независимости и беспристрастности суда, при рассмотрении уголовного дела в отношении Бобомуродова А.М. соблюдены.
Обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о том, что незаконные действия Бобомуродова А.М., выразившиеся в финансировании деятельности МТО "ИГ", правильно квалифицированы судом по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ) как содействие террористической деятельности путём финансирования терроризма.
Наказание Бобомуродову А.М. назначено с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осуждённого, других обстоятельств, учитываемых при назначении наказания. Требования ст.ст. 6, 60 УК РФ судом соблюдены.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Бобомуродову А.М., суд признал активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие у неге малолетних и несовершеннолетних детей, положительные характеристики. Суд также учёл, что Бобомуродов А.М. воспитывался в трудных условиях, в неполной семье, ранее ни в чём предосудительном замечен не был, состояние его здоровья, имущественное положение, а также влияние назначенного наказания на исправление Бобомуродова А.М. и условия жизни его семьи.
По своему виду и размеру назначенное наказание соразмерно содеянному осуждённым и является справедливым.
Суд не нашёл оснований для изменения категории совершённого осуждённым преступления на менее тяжкую. Не усматривает таковых и Судебная коллегия, поскольку все обстоятельства, имеющие значение при назначении наказания, судом учтены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.14, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:
приговор Московского окружного военного суда от 25 апреля 2018 г. в отношении Бобомуродова Абдураима Мирзоназаровича оставить без изменения, а апелляционные жалобы осуждённого Бобомуродова А.М. и защитника-адвоката Хасавова Д.З. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Крупнов И.В. |
Судьи: |
Дербилов О.А. |
|
Замашнюк А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 августа 2018 г. N 201-АПУ18-30
Текст определения официально опубликован не был