Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 16-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" и общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" о признании не действующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438,
по апелляционной жалобе Департамента муниципального имущества администрации Волгограда на решение Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 г., которым административные исковые заявления удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителей Волгоградского областного отделения общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" - Сидоренко Е.В. и общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" - Голикова С.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. N 79/2438 (далее - также - Решение N 79/2438) утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее также - Порядок).
Волгоградское областное отделение общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее также - ВОООО "ВОА") и общество с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" (далее также - ООО "Аквалэнд"), являющиеся арендаторами земельных участков, расположенных в г. Волгограде, обратились в суд с административными исками о признании недействующим подпункта 2.1.11 Порядка в редакции решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 г. N 56/1623 (далее также - Решение N 56/1623), согласно которому арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.10 рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и ключевой ставки Банка России (далее также - ключевая ставка), действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указано на несоответствие установленного оспариваемым положением порядка расчета арендной платы принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582).
Определением Волгоградского областного суда от 14 марта 2018 г. административные дела по указанным искам объединены в одно производство.
ООО "Аквалэнд" в административном иске также просило признать Порядок не действующим с 12 августа 2017 г. в части несоответствия принципу учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в схожих целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В данной части определением суда от 29 марта 2018 г. требования выделены в отдельное производство.
Решением Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 г., с учетом определения того же суда от 16 апреля 2018 г. об исправлении описок, административные исковые заявления удовлетворены: подпункт 2.1.11 Порядка в редакции решения Волгоградской городской Думы от 30 октября 2017 г. N 61/1795 признан не действующим со дня вступления в силу.
В апелляционной жалобе Департамент муниципального имущества администрации Волгограда просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда нормам материального права и обстоятельствам дела. Указывает, что федеральное законодательство ограничивает права муниципального образования в вопросе определения размера арендной платы только соблюдением основных принципов, установленных Постановлением N 582, и не вводит единых формул и методик расчета. Полагает, что порядок определения итоговой величины размера арендной платы в процентном отношении от экономической составляющей земельного участка, каковой является его рыночная стоимость, подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности. Также обращает внимание, что при утверждении ключевой ставки Банк России основывается на экономических показателях.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, ВОООО "ВОА" и ООО "Аквалэнд" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 7, пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ следует, что если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решение N 79/2438 в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования и официально опубликовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее также - Методические рекомендации), в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Решением N 56/1623 Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов, дополнен подпунктом 2.1.11, устанавливающим, что арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.10 пункта 2.1 раздела 2, разделе 3 Порядка, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка, определяемой на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и ключевой ставки Банка России, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
Удовлетворяя административные исковые заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок определения итоговой величины размера арендной платы в процентном отношении от рыночной стоимости с применением ключевой ставки Банка России не соответствует принципу экономической обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Ключевая ставка - это процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора, являющаяся основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена Банком России в 2013 г. как один из инструментов денежно-кредитной политики Банка России (информация Банка России от 13 сентября 2013 г. "О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России").
В настоящее время ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России, который принимает решения об уровне ключевой ставки для достижения цели денежно-кредитной политики - сохранения планируемой годовой инфляции. Совет директоров Банка России определяет уровень ключевой ставки восемь раз в год: на четырех опорных заседаниях, которые проводятся один раз в квартал, и на четырех промежуточных, которые проводятся между опорными. По итогам каждого заседания Банк России публикует пресс-релиз о ключевой ставке. Решение по ключевой ставке базируется на макроэкономическом прогнозе.
Таким образом, возможность применения ключевой ставки, в силу ее экономической природы, в качестве ставки арендной платы не является допустимой.
Как правильно указал суд первой инстанции, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя как ключевая ставка не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений. Вопреки доводам апелляционной жалобы, применение этой ставки к рыночной стоимости земельного участка, как его экономической составляющей, не исключает требования экономического обоснования самой ставки применительно к сдаче имущества в аренду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением N 582 (далее также - Правила), предусматривалась возможность расчета арендной платы как произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены решения.
В силу разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные Постановлением N 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. N 531 в Правила были внесены изменения, в соответствии с которыми федеральный законодатель отказался от использования ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в механизме расчета арендной платы.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 30 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 16-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был