Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-04-05/56450
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также Федерального закона от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и сообщает.
1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона физическое лицо в срок, установленный статьей 5 Федерального закона, вправе представить специальную декларацию, содержащую сведения, в частности, о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе о счетах (вкладах), указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона, закрытых на дату представления специальной декларации), об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Частью 1 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что в случае, если в специальной декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления специальной декларации, декларант уведомляет налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), в который он представляет специальную декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов) проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона положения части 1 статьи 7 Федерального закона применяются к следующим счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации:
1) открытым по состоянию на 1 января 2015 года - для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе первого этапа декларирования;
2) открытым до 1 января 2018 года (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации) - для счетов (вкладов), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе второго этапа декларирования.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что представленное в соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, соответствующие гарантии предусмотрены частью 2 статьи 7 Федерального закона.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Дата фактического получения дохода определяется при исчислении налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 223 Кодекса.
Таким образом, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц.
Отдельные категории налогоплательщиков согласно статьям 228, 229 Кодекса самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений Кодекса, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона гарантии, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 4 Федерального закона, предоставляются, в частности, в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования (если иное не предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона).
Если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантии, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 4 Федерального закона, на такие деяния не распространяются.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.1 статьи 45 Кодекса взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом, и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
При этом взыскание налога на основании пункта 2.1 статьи 45 Кодекса не производится, в частности, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. При этом указанные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
Таким образом, Кодексом не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов физических лиц при условии представления налогоплательщиком специальной декларации в соответствии с Федеральным законом.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 августа 2018 г. N 03-04-05/56450
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 11 сентября 2018 г. N 18