Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 июля 2018 г. N 03-03-06/3/53855
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложениями, связанными с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении учета безвозмездной передачи товаров в благотворительных целях, и сообщает следующее.
По предложениям о внесении изменений в статьи 149 и 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сообщаем.
Предлагается в подпункт 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ внести дополнение, предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) осуществляемых организациями операций по безвозмездной передаче продовольственных товаров и продукции (за исключением алкогольной продукции), а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, благотворительным организациям в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" или иным социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" при условии наличия акта или иных аналогичных документов (их копий), подтверждающих безвозмездную передачу товаров (продукции) получателям. При этом в целях указанного освобождения под продовольственными товарами (продукцией) понимаются продовольственные товары в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (за исключением алкогольной продукции), а под благотворительными и иными социально ориентированными некоммерческими организациями - организации, уставной целью которых является социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных лиц и иная аналогичная цель.
Кроме того, предлагается в абзац первый подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ внести изменение, согласно которому не восстанавливаются суммы НДС принятые к вычету по вышеуказанным операциям.
В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, освобождение от НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом пункта 3 статьи 149 НК РФ, применяется в отношении операций по безвозмездной передаче товаров, в том числе продовольственных товаров (за исключением подакцизных товаров) благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям для благотворительных целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ.
В связи с этим вопрос льготного налогообложения НДС в отношении операций по безвозмездной передаче товаров, в том числе продовольственных товаров, (за исключением подакцизных товаров) благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям для благотворительных целей, урегулирован нормами главы 21 НК РФ.
Что касается освобождения от НДС операций по безвозмездной передаче подакцизных товаров (за исключением алкогольной продукции) в благотворительных целях, то принятие данного предложения приведет к потерям доходов федерального бюджета.
По предложению об отсутствии обязанности по восстановлению НДС, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для освобождаемых от НДС операций по безвозмездной передаче товаров, в том числе продовольственных товаров, (за исключением алкогольной продукции) в благотворительных целях, а также предлагаемых к освобождению от НДС операций по безвозмездной передаче подакцизных товаров (за исключением алкогольной продукции) благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям, то принятие данного предложения по существу будет являться субсидированием налогоплательщиков, осуществляющих указанные операции, из бюджета на сумму НДС.
Кроме того, принятие указанного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными налогоплательщиками, осуществляющими операции, по которым налог не уплачивается, что в конечном итоге приведет к дополнительным потерям доходов федерального бюджета.
При этом сообщается, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "продовольственная продукция".
По предложениям о внесении изменений в статью 265 НК РФ сообщаем.
Указанные предложения предусматривают предоставление налогоплательщикам возможность отнесения в состав внереализационных расходов стоимости продовольственных товаров (продукции), а также иных товаров, безвозмездно переданных коммерческими организациями в адрес благотворительных организаций.
Необходимо отметить, что согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Таким образом, осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований - это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях.
В этой связи, при рассмотрении данного предложения в отношении налога на прибыль организаций необходимо иметь в виду, что системные положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, разработанной в соответствии с основными принципами налоговой политики Российской Федерации, предусматривают признание для целей налога на прибыль организаций экономически оправданных затрат, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ). То есть благотворительные пожертвования, под которыми в силу вышеуказанных норм ГК РФ и Федерального закона N 135-ФЗ понимается безвозмездная передача (дарение), для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Рассматривая вопросы стимулирования организаций, осуществляющих безвозмездную передачу имущества (в том числе денежных средств), их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды данных организаций со стороны государства, поскольку такая деятельность направлена, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономической выгоды.
Одновременно сообщаем, что проводить аналогию между операцией по утилизации продукции с истекшим сроком годности и операцией по передаче продукции в благотворительных целях не корректно. Если продукция подлежит утилизации в силу закона (истек срок годности, нарушено качество), то она не пригодна для использования по назначению.
В этой связи обоснование заявленной позиции о том, что затраты по утилизации продукции с истекшим сроком годности учитываются при формировании налоговой базы, а при безвозмездной передаче расходы не могут быть учтены, считаем не состоятельным.
На основании вышеизложенного, указанные предложения не поддерживаются.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.