Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 июля 2018 г. N 03-05-06-01/53474
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие недвижимым имуществом на праве собственности (статья 400 Налогового кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Средства от уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.
Одновременно обращаем внимание, что при установлении земельного налога и налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, в том числе для малоимущих граждан, многодетных и социально незащищенных граждан относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых установлены эти налоги.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.