Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2018 г. N 03-01-11/52455
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Эта норма является обязательной как в Российской Федерации, так и в других развитых странах.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В части налога на доходы физических лиц.
В соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, которая является одна из самых низких в мире. Учитывая, что взиманием данного налога непосредственно затрагиваются интересы физических лиц, особое внимание в действующем законодательстве по налогу на доходы физических лиц уделено предоставлению налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу.
В частности, установлена система стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, имеющих всеобщий характер. При этом каждый из перечисленных вычетов направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, поддержка социально не защищенных слоев населения обеспечивается также освобождением отдельных доходов физических лиц от налогообложения. Например, согласно пункту 8 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков из числа малоимущих и социально не защищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Таким образом, существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
В отношении транспортного налога.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Что касается налога на имущество физических лиц, то согласно статье 406 Кодекса налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами муниципальных образований в отношении объектов жилого назначения в пределах до 0,3 процента их кадастровой стоимости.
В целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
При этом представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.