Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 августа 2018 г. N 03-04-05/58984
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопросов о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и повышении ставки налога на добавленную стоимость сообщает следующее.
1. C 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость введен с 1 января 1992 года и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения этого налога, регулируемый нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, соответствует международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
Среди преимуществ налога на добавленную стоимость следует отметить, что этот налог нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг и обладает устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как имеет встроенные механизмы противодействия мошенническим схемам.
Что касается влияния налога на добавленную стоимость на функционирование малых и средних производств, то организации малого и среднего бизнеса вправе применять (перейти на) специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения, и не признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость.
Повышение с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.
В то же время после 1 января 2019 года сохраняются льготы по налогу на добавленную стоимость в виде освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.