Письмо Минфина России от 23 августа 2018 г. N 02-07-05/59940
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение (далее - обращение) по вопросу отражения в учете принятых обязательств по выплатам компенсации расходов за оказанные бытовые услуги неработающим гражданам старшего поколения, получающим услуги в форме социального обслуживания на дому, инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим гражданам старшего поколения (далее - выплаты) сверх лимитов бюджетных обязательств и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица, сообщаем, что подобный запрос следует направлять надлежащим образом оформленный (на бланке органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения с подписью лица на то уполномоченного).
Вместе с этим, Департамент считает необходимым отметить следующее.
Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), в соответствии с которой финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, обосновывающей расходы казенного учреждения в соответствии с доведенными ему лимитами бюджетных обязательств.
Положениями статьи 219 Бюджетного кодекса установлено, что принятие бюджетных обязательств казенным учреждением - получателем бюджетных средств осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Вместе с этим необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, на счете 502 00 "Обязательства" учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Учитывая изложенное, в бюджетном учете подлежат отражению все факты хозяйственной жизни, порождающие обязательства, возникающие в соответствии с правовыми основаниями, в том числе сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
При этом отражение, в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета, в бюджетном учете фактов принятия обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств, не влечет возложения административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП на лицо, на которое возложено ведение бюджетного учета.
В соответствии с положениями статьи 15.15.10 КоАП принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, принимая во внимание указанные в обращении обстоятельства принятия Учреждением бюджетных обязательств сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, полагаем возможным применение мер административной ответственности, предусмотренных статьей 15.15.10 КоАП, в отношении лица, совершившего указанное нарушение (принявшего решение о предоставлении выплаты).
Также полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее его, может быть освобождено от административной ответственности лицом органа ГФК, уполномоченным осуществлять административное производство.
Обращаем внимание, что, по мнению Департамента, порядок компенсации расходов за оказанные бытовые услуги неработающим гражданам старшего поколения, получающим услуги в форме социального обслуживания на дому, инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим гражданам старшего поколения должен содержать положение о сроках исполнения решения о предоставлении выплаты в плановом периоде.
И.о. директора Департамента бюджетной методологии финансовой отчетности в государственном секторе |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.