Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение АО (далее - обращение) и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 105.16-1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей признания международной группой компаний совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, необходимо соблюдение следующего условия:
в состав совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица входит хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, не признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через постоянное представительство, и хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организация или иностранная структура без образования юридического лица, признаваемая налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.
Таким образом, необходимо наличие в совокупности организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица хотя бы одного "иностранного элемента":
организации (иностранной структуры без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации, либо организации или иностранной структуры без образования юридического лица, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации, которая подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории иностранного государства (территории) через постоянное представительство.
Согласно информации, содержащейся в списке аффилированных лиц ПАО, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, АО и ряд организаций, зарегистрированных на территории иностранных государств (территорий), в частности в Республике Кипр, Остров Мэн, Британские Виргинские острова, принадлежат к одной и той же группе лиц, к которой принадлежит ПАО.
Учитывая изложенное, АО входит в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний в соответствии с положениями статьи 105.16-1 Кодекса.
Дополнительно в части постоянного представительства АО на территории Китая, ФНС России сообщает следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 105.16-1 Кодекса участником международной группы компаний признаются постоянные представительства лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 указанной статьи, а именно:
лиц, входящих в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний;
лиц, относящимся на конец финансового года к организациям и (или) иностранным структурам без образования юридического лица, указанным в пункте 1 статьи 105.16-1 Кодекса, финансовая отчетность по которым не учитывается при составлении консолидированной финансовой отчетности указанной группы исключительно в силу размера или несущественности данных о таких лицах.
АО входит в совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, признаваемых международной группой компаний. Следовательно, постоянное представительство (при его наличии) АО признается участником международной группы компаний, информация о котором подлежит включению в уведомление об участии в международной группе компаний и страновой отчет.
Согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13 октября 2014 года (в редакции Протокола от 8 мая 2015 года) (далее - Соглашение) термин "постоянное представительство" означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 1 статьи 5 Соглашения"
Также в пунктах 2 и 3 статьи 5 Соглашения приведены частные примеры, раскрывающие термин "постоянное представительство".
В обращении АО указывается, что представительство в Китае занимается заключением контрактов от имени предприятия, закупкой товаров и изделий, сбором информации для предприятия, и со ссылкой на подпункт d) пункта 4 статьи 5 Соглашения утверждается, что деятельность представительства не приводит к образованию постоянного представительства.
Подтвердить или опровергнуть указанное утверждение вне рамок контрольных мероприятий не представляется возможным. Вместе с тем ФНС России обращает внимание, что исключения, предусмотренные в пункте 4 статьи 5 Соглашения, применяются к видам деятельности подготовительного и вспомогательного характера. При определении того, является ли деятельность подготовительной или вспомогательной, важно учитывать специфику основной деятельности. Соответствующие разъяснения даны Минфином России в письме от 14.04.2010 N 03-08-05.
Действительный государственный |
А.Л. Оверчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.