Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 23-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Магамадова Имрана Зияудиновича на решение Верховного Суда Чеченской Республики от 29 марта 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании не действующими части 4 статьи 4 Закона Чеченской Республики от 5 июля 2010 год N 25-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла", пункта 5 Порядка начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года N 100, постановления Правительства Чеченской Республики от 1 октября 2013 года N 246 "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики" и обязании включить в утвержденный данным постановлением перечень льготу на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
24 июня 2010 года Парламентом Чеченской Республики принят и подписан Президентом Чеченской Республики 5 июля 2010 года Закон Чеченской Республики N 25-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла".
Первоначальный текст Закона опубликован в издании "Вести Республики" 21 июля 2010 года N 138 (1321).
Статьей 4 названного Закона установлен порядок предоставления мер социальной поддержки.
Так, согласно части 4 указанной статьи при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям ему предоставляется социальная поддержка только по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
9 июня 2009 года Правительством Чеченской Республики принято постановление N 100, пунктом 1 которого утвержден прилагаемый Порядок назначения и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по разным основаниям ему предоставляется социальная поддержка только по одному основанию по его выбору за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1 октября 2013 года постановлением Правительства Чеченской Республики N 246 утвержден перечень государственных услуг и типовой перечень муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики.
Магамадов И.З. обратился в суд административным исковым заявлением о признании не действующими части 4 статьи 4 Закона Чеченской Республики "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла", пункта 5 Порядка и постановления Правительства Чеченской Республики "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики", ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству; возложении на Правительство Чеченской Республики обязанности включить в утвержденный постановлением Правительства Чеченской Республики перечень услуг, предоставляемых Государственным бюджетным учреждением Чеченской Республики "Республиканский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" льготу на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда и лицом, пострадавшим от политических репрессий. Полагал, что наряду с получением ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда он также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты как лицо, пострадавшее от политических репрессий, а также на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом.
Решением Верховного Суда Чеченской Республики от 29 марта 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Магамадов И. 3. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Одновременно с этим в пункте 3 статьи 13 этого же федерального закона установлено требование, согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Законом Чеченской Республики от 5 июля 2010 года N 25-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Чеченской Республике.
Проанализировав приведённые положения федерального законодательства и оспариваемую норму Закона Чеченской Республики, суд пришёл к правильному выводу о том, что, определяя меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и ветеранов труда, устанавливая размеры и условия их предоставления, законодатель Чеченской Республики действовал правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации.
При таком положении, установив, что Закон Чеченской Республики "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" принят в пределах полномочий Парламента Чеченской Республики, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суд обоснованно отказал в удовлетворении административных исковых требований о признании не действующим данного нормативного правового акта в оспариваемой части.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о признании не действующим постановления Правительства Чеченской Республики "Об утверждении перечня государственных услуг и типового перечня муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах Чеченской Республики" в связи с отсутствием в перечне льготы на бесплатный проезд один раз в год туда и обратно по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом для реабилитированных лиц, суд обоснованно указал на то, что нормативными правовыми актами Чеченской Республики такая мера социальной поддержки не предусмотрена.
Вывод суда Судебная коллегия считает правильным, поскольку федеральный законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом определять меры социальной поддержки данной категории граждан.
Поскольку оспариваемый Порядок начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденный постановлением Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года N 100, признан утратившим силу постановлением Правительства Чеченской Республики от 5 мая 2015 года N 87 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячных денежных выплат, а также ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла", суд правомерно указал на отсутствие правовых оснований для его проверки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативные правовые акты в оспариваемой части противоречат статье 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в первоначальной редакции, и постановлению Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", предоставляющим право бесплатного проезда (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, повторяют доводы административного иска, правомерно отклонённые судом в связи с утратой названными нормативными правовыми актами силы.
Что касается доводов административного истца о противоречии оспариваемых положений Конституции Российской Федерации, то проверка нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации не относится к компетенции судов общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чеченской Республики от 29 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Магамадова И.З. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2018 г. N 23-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был