Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 18-АПГ18-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В.и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе АО "Санаторий Зорька" на решение Краснодарского краевого суда от 15 мая 2018 года, которым частично удовлетворен административный иск о признании не действующими пунктов 23929, 23933, 23944 и 23945 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя АО "Санаторий Зорька" Штомпеля А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 декабря 2017 года Департаментом имущественных отношений Краснодарского края издан приказ N 3008, пунктом 1 которого утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно приложению к приказу.
Текст нормативного правого акта размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 26 декабря 2017 года.
В названный Перечень на 2018 год включены здания с кадастровыми номерами 23:33:0000000:1417 (пункт 23929), 23:33:0000000:1480 (пункт 23933), 23:33:0000000:1800 (пункт 23944) и 23:33:0000000:1821 (пункт 23945) расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Небуг, санаторий "Зорька".
АО "Санаторий "Зорька" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 23929, 23933, 23944 и 23945 Перечня ссылаясь на то, что является собственником указанных зданий, которые не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Включение объектов в перечень нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 мая 2018 года административный иск АО "Санаторий "Зорька" удовлетворен частично, признаны не действующими пункты 23929, 23944 и 23945 Перечня. В удовлетворении административного иска о признании не действующим пункта 23933 Перечня отказано.
В апелляционной жалобе АО "Санаторий "Зорька" просит решение отменить в части отказа в удовлетворении административного иска, принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данных статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включению в перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов дела, здание с кадастровым номером 23:33:0000000:1480 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для строительства и эксплуатации санатория "Зорька". Приведенный вид разрешенного использования земельного участка, не предусматривает размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести объект недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центрам по данному основанию.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, здание имеет назначение: нежилое здание, наименование:"кафе Мороженное".
Отказывая в удовлетворении административного иска о признании не действующим пункта 23933 Перечня, суд указал на законность отнесения здания с кадастровым номером 23:33:0000000:1480 к объектам общественного питания.
Вывод суда мотивирован тем, что если наименование (фактически способ использования) объекта было внесено в единый государственный реестр прав, следовательно, оно определяет тот вид использования, который был согласован и разрешен. Так как наименование объекта "кафе Мороженное" соответствует виду, под которое оно может использоваться, то его неиспользование, не свидетельствует о том, что данный объект должен быть исключен из Перечня.
Между тем само по себе наименование "кафе Мороженное" не свидетельствует о возможности отнесения объекта недвижимого имущества к объектам общественного питания.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).
Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Тот факт, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером 23:33:0000000:1480 имеет наименование "кафе Мороженное" сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеется технический паспорт, в котором содержится экспликация к поэтажному плану строения, согласно которой общая площадь здания 126,3 кв.м, из которой 8,8 кв.м имеют назначение: кладовая продуктов, предназначение - складские, 11,2 кв.м имеют назначение и предназначение - торговое, 106,3 кв.м - терраса.
Таким образом, данное здание не подлежало включению в Перечень на 2018 год, поскольку наименование расположенных в нем помещений общей площадью менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), предусматривают размещение объектов торговли.
25 декабря 2017 года осуществлены мероприятия по обследованию объекта недвижимости на предмет его фактического использования, о чем составлен акт, из которого следует, что здание с кадастровым номером 23:33:0000000:1480 входит в состав санаторно-курортного комплекса, расположено на закрытой и охраняемой территории; подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют; 100 процентов от общей площади здания на момент обследования не используется.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца пояснил, что терраса используется под размещение лежаков, другие помещения в здании под складские нужды, услуги общественного питания населению в нем не оказываются.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, содержание документов технического учета, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае здание с кадастровым номером 23:33:0000000:1480 не могло быть отнесено к объектам общественного питания.
При установленных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении административного иска о признании не действующим пункта 23933 Перечня на 2018 год ввиду неправильного применения норм материального права нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда не обжалуется и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 15 мая 2018 года в части отказа в удовлетворении требований АО "Санаторий "Зорька" отменить, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать с 1 января 2018 года не действующим пункт 23933 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 18-АПГ18-28
Текст определения официально опубликован не был