Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 18-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" на решение Краснодарского краевого суда от 21 мая 2018 года, которым удовлетворен частично административный иск ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" о признании не действующими пунктов 30828, 30822, 30826 и 30827 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 и пунктов 27997, 28000 и 28001 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" Штомпеля А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Приказ вместе с Перечнем размещены на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" doik.ru.
В названный Перечень на 2017 год включены здания с кадастровыми номерами 23:37:1005001:1251 (пункт 30822), 23:37:1005001:1415 (пункт 30826), 23:37:1005001:1429 (пункт 30827) и 23:37:1005001:1447 (пункт 30828), расположенные по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. Советская, д. 103а.
26 декабря 2017 года Департаментом имущественных отношений Краснодарского края издан приказ N 3008, пунктом 1 которого утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год), согласно приложению к приказу.
Текст нормативного правого акта размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 26 декабря 2017 года.
В названный Перечень на 2018 год включены приведенные выше здания с кадастровыми номерами 23:37:1005001:1429 (пункт 28001), 23:37:1005001:1415 (пункт 28000) и 23:37:1005001:1251 (пункт 27997), расположенные по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ул. Советская, д. 103а.
ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" обратилось в суд с административным иском о признании не действующими пунктов 30828, 30822, 30826 и 30827 Перечня на 2017 год и пунктов 27997, 28000 и 28001 Перечня на 2018 год, ссылаясь на то, что является собственником приведенных выше объектов недвижимости, которые не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 мая 2018 года административный иск ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" удовлетворен частично, признаны не действующими со дня принятия пункты 30826, 30827 и 30828 Перечня на 2017 год и пункты 28000, 28001 Перечня на 2018 год. В удовлетворении заявленных требований о признании не действующими пункта 30822 Перечня на 2017 год и пункта 27997 Перечня на 2018 год отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" просит решение отменить в части отказа в удовлетворении административного иска, принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности в абзац второй подпункта 2 пункта 3 и абзац второй подпункта 2 пункта 4 после слова "назначение" дополнены словами ", разрешенное использование или наименование", слова "с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости" заменены словами "со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,". Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
Следовательно, включению в Перечень на 2018 год подлежали нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов дела, здание с кадастровым номером 23:37:1005001:1251 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования:"для размещения базы отдыха ОАО "Строительное управление 920". Приведенный вид разрешенного использования земельного участка, не предусматривает размещение на нем офисных зданий, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, что не позволяет отнести объект недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центрам по данному основанию.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: летнее кафе.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из вывода о том, что наименование объекта недвижимости "летнее кафе" является достаточным для отнесения его к объекту общественного питания. Поскольку соответствующие сведения об объекте капитального строительства содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и в документах технического учета, включение здания в Перечни не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушает права административного истца.
Между тем само по себе наименование "летнее кафе" не свидетельствует об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам общественного питания.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013) общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Кафе - предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 26 ГОСТ 31985-2013).
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).
Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Тот факт, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером 23:37:1005001:1251 имеет наименование: летнее кафе сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В материалах дела имеется технический паспорт, в котором содержится экспликация к поэтажному плану строения, согласно которой общая площадь здания 53,8 кв.м, из которой 41,6 кв.м, имеет назначение - летний зал, 12,2 кв.м - подсобная.
Таким образом, данное здание не подлежало включению в Перечни, поскольку наименование расположенных в нем помещений общей площадью менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации), предусматривают размещение объектов общественного питания.
К тому же 12 апреля 2018 года осуществлены мероприятия по обследованию объекта недвижимости на предмет его фактического использования, о чем составлен акт, из которого следует, что здание с кадастровым номером 23:37:1005001:1251 входит в состав санаторно-курортного комплекса, расположено в глубине огороженной территории, с ограниченным доступом (закрытая территория, пропускная система). Внутри объекта помещение площадью 41,6 кв.м (77% от общей площади здания) оборудовано барной стойкой, столовой мебелью, холодильником. При этом отсутствуют уголок потребителя, кассовый аппарат, меню. На момент обследования здание временно не функционирует по причине сезонного режима работы. Со слов представителя собственника помещение используется для размещения фито-бара в целях удовлетворения нужд отдыхающих ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник", предпринимательская деятельность в здании не осуществляется.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, содержание документов технического учета, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае здание с кадастровым номером 23:37:1005001:1251 не могло быть отнесено к объектам общественного питания.
При установленных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении административного иска о признании не действующими пункта 30822 Перечня на 2017 год и пункта 27997 Перечня на 2018 год ввиду неправильного применения норм материального права нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда не обжалуется и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 21 мая 2018 года в части отказа в удовлетворении требований ООО "Лечебно-оздоровительный центр "Дорожник" отменить, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать с 1 января 2017 года не действующим пункт 30822 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Признать с 1 января 2018 года не действующим пункт 27997 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 года N 3008.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 18-АПГ18-27
Текст определения официально опубликован не был