В целях совершенствования контроля за финансовой устойчивостью эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и с учетом изменений, внесенных в Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 октября 2017 г. N 465:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
2. Признать утратившим силу распоряжение Минтранса России от 5 мая 2012 г. N ИЛ-62-р "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
Министр |
М.Ю. Соколов |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Минтранса России
от 4 мая 2018 г. N МС-74-р
Методические рекомендации
по оценке финансово-экономического состояний эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок, и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта (далее - эксплуатанты) и выполняющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Методические рекомендации), предназначены для проверки их соответствия требованиям Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам" индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 (далее - Федеральные авиационные правила).
2. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов (далее - оценка) основывается на расчетах и анализе показателей, используемых для оценки, установленных в Федеральных авиационных правилах (далее - показатели), и данных, указанных в пунктах 4, 9 настоящих Методических рекомендаций. Результаты оценки, основанные на расчетах и анализе показателей, установленных в Федеральных авиационных правилах, используются уполномоченным органом в области гражданской авиации для реализации в установленном порядке закрепленных за ним функций и мер, предусмотренных Федеральными авиационными правилами.
3. Анализ рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов основывается на показателях, указанных в приложении N 3 к Федеральным авиационным правилам:
на данных бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности эксплуатантов за период не менее 24 месяцев (охватывает два предшествующих завершенных отчетных периода (года) и отчетный период текущего (незавершенного) года) - по фактическим (отчетным) данным;
на данных бизнес-планов эксплуатантов, формируемых в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил.
4 Для оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов используются следующие данные:
отчет о финансовых результатах;
отчет об изменениях капитала;
отчет о движении денежных средств;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";
форма N 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта";
аудиторское заключение;
форма N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов";
форма N 15-ГА "Сведения об объемах перевозок через аэропорты" (для объединенных авиаотрядов, осуществляющих аэропортовую деятельность);
форма N 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов";
форма N 33-ГА "Сведения о работе воздушных судов";
форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
информация по форме, установленной приложением N 4 к Федеральным авиационным правилам;
дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал на начало и конец отчетного периода.
Эксплуатанты, в том числе функционирующие в организационно-правовой форме государственных учреждений, не формирующие в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - эксплуатанты, не формирующие стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности), проходят оценку по показателям в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил.
5. Специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации эксперты при проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями при выявлении противоречий в представленной эксплуатантами отчетности (в том числе в части любых противоречий между данными форм бухгалтерской отчетности и форм государственной статистической отчетности) могут запросить у эксплуатантов необходимые пояснения и расшифровки для учета при формировании соответствующих выводов и заключения.
6. Расчет показателей осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
7. Анализ рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов и потенциальных возможностей восстановления их платежеспособности выполняется с учетом динамики показателей, изложенных в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям,
8. Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности и статистических данных эксплуатанта должно содержать выводы о наличии или отсутствии дефицита финансовых ресурсов, о признании финансово-экономического состояния эксплуатанта удовлетворительным или не удовлетворительным.
Вывод о признании финансово-экономического состояния эксплуатанта удовлетворительным или неудовлетворительным основывается, в том числе на анализе рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта.
II. Анализ финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки
9. Рекомендации настоящей главы предназначены для опытной апробации и аналитического использования с 1 апреля 2018 г. по 30 июня 2019 г. применительно к эксплуатантам, выполняющим международные коммерческие воздушные перевозки, и располагающим гражданскими воздушными судами общей емкостью свыше 3000 кресел.
При анализе и оценке показателей настоящей главы настоящих Методических рекомендаций дополнительно к документам, указанным в главе I настоящих Методических рекомендаций, требуется следующая информация, подготавливаемая, рассчитываемая и заверенная главным бухгалтером и генеральным директором, представляемая эксплуатантом;
а) выручка эксплуатанта (с учетом детализации);
б) данные о прибыли (убытках) от продаж (с учетом детализации);
в) сумма прочих доходов (с учетом детализации);
г) данные о дебиторской задолженности (с учетом детализации);
д) данные о финансовых вложениях (с учетом детализации);
е) данные о краткосрочных вложениях;
ж) данные о сумме вложений в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;
з) данные о имеющихся векселях, выпущенных компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд рублей, и имеющими срок погашения в течение следующих пяти лет от даты выпуска векселя;
и) данные о структуре группы компаний (определенных банком-кредитором как группа взаимосвязанных компаний);
к) справка об открытых расчетных счетах (рублевые/валютные) из ИФНС;
л) перечень ссудных счетов с указанием банков-кредиторов;
м) расшифровка кредитного портфеля в разрезе договоров, с указанием о невыбранных лимитах (с учетом детализации по форме приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), заверенная банком-кредитором;
н) копии кредитных договоров/соглашений со всеми приложениями, заверенные банком-кредитором;
о) копии договоров залога и поручительства, заверенные банком-кредитором;
п) справка о забалансовых обязательствах (поручительства / соглашения об уступке прав / требований).
10. Оценка и анализ финансово-экономического состояния эксплуатанта включают:
расчет показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта в целях отнесения эксплуатанта к одному из классов финансовой стабильности;
анализ достигнутых и прогнозируемых показателей (характеристик) деятельности и финансово-экономического состояния эксплуатанта, включая характеристику выявленных тенденций и обусловивших их факторов и причин, выявление рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта;
подготовку выводов по результатам проведенного анализа, соответствующего требованиям настоящих Методических рекомендаций.
Заключение для целей оценки текущего финансово-экономического состояния по данным отчетности эксплуатанта должно содержать выводы о категории прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости эксплуатанта.
11. Оценка выполняющих международные коммерческие воздушные перевозки эксплуатантов в дополнение к исходной информации, перечисленной в главе II настоящих Методических рекомендаций, основывается также на дополнительных расшифровках, предоставляемых в соответствий с настоящими Методическими рекомендациями, в том числе на данных, включенных в справку "Расчет оборотного капитала".
12. Оценка включает получение результатов объективного анализа показателей их долговой нагрузки, отношения долговой нагрузки к сумме операционной прибыли и амортизации, уровня краткосрочной задолженности и его отношения к объему ликвидных активов.
13. Значения показателей используются для обоснования выводов об отнесении эксплуатантов к одной из категорий прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости. Эксплуатанты разделяются на следующие категории по прибыльности и подкатегории финансовой устойчивости:
Первая категория:
эксплуатанты, имеющие прибыльную операционную модель:
а) с приемлемым уровнем долга;
б) со средним уровнем долга;
в) с высоким уровнем долга.
Вторая категория:
Эксплуатанты, имеющие неубыточную операционную модель:
а) с приемлемым уровнем долга;
б) с высоким уровнем долга.
Третья категория:
эксплуатанты с убыточной операционной моделью:
а) с приемлемым уровнем долга;
б) с высоким уровнем долга.
При проведении оценки в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями выявление противоречий в представленных эксплуатантами документах и отчетности (в том числе между данными форм бухгалтерского (финансового) учета и форм государственной статистической отчетности) является основанием для отнесения эксплуатанта в категорию: "Эксплуатанты с убыточной операционной моделью с высоким уровнем долга.
14. Финансовые риски эксплуатантов первой категории, имеющих прибыльную операционную модель, оцениваются с точки зрения коэффициента финансовой устойчивости, определяемого как отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к операционной прибыли до амортизации.
Финансовые риски эксплуатантов второй и третьей категории, имеющих неубыточную или убыточную операционную модель, анализируются:
через качество структуры активов и пассивов - соответствие доли ликвидных активов краткосрочным обязательствам и структуры ликвидных активов;
через отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года.
15. Эксплуатант, относящийся к прибыльной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности и формы 67-ГА "Отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта":
рентабельность по операционной прибыли до амортизации - не менее 2,5%;
определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:
с приемлемым уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 3;
со средним уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - не более 5;
с высоким уровнем долга - отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации - более 5.
16. Эксплуатант, относящийся к неубыточной операционной модели, должен соответствовать следующим значениям аналитических показателей, рассчитывающимся на основе форм 1 и 2 бухгалтерской (финансовой) отчетности:
рентабельность по операционной прибыли до амортизации - более 0%, но менее 2,5%;
соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате - более 0%;
или
соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов - более 0% (в случае отрицательного значения вышеуказанного показателя).
Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется по следующим правилам:
с приемлемым уровнем долга:
отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 90%;
доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 20%;
отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 3;
с высоким уровнем долга:
в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.
17. Эксплуатанты, не относящиеся к первой и второй категориям, указанным в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций, относятся к категории с убыточной операционной моделью.
Определение подкатегории финансовой устойчивости внутри данной категории определяется следующими правилами:
с приемлемым уровнем долга:
а) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности - не менее 120%;
б) доля денежных средств в составе ликвидных активов - не менее 25%;
в) отношение чистого долга (на конец отчетного периода) к среднему арифметическому положительных значений операционной прибыли до амортизации эксплуатанта за последние 3 года - не более 2;
с высоким уровнем долга:
в случае если финансовые показатели эксплуатанта не соответствуют критериям эксплуатанта с приемлемым уровнем долга, он относится к подкатегории с высоким уровнем долга.
18. Эксплуатанты с высоким уровнем долга должны дополнительно предоставлять в Росавиацию не позднее 1 сентября расчет достаточности оборотного капитала.
Сумма оборотного капитала должна быть не менее 4,7% от суммы выручки за последние 12 месяцев, умноженная на коэффициент изменения парка авиакомпании.
Подтверждением оборотного капитала могут являться активы, ограниченные следующим перечнем:
а) денежные средства;
б) краткосрочные вклады;
в) вложения в ценные бумаги, имеющие биржевое обращение;
г) векселя, выпущенные компаниями, имеющими выручку не менее 5 млрд. рублей, и имеющие срок погашения в течение следующих пяти лет;
д) подписанные кредитные соглашения с кредитными организациями с не выбранными лимитами.
19. Расчет показателей производится по следующим формулам;
а) рентабельность по операционной прибыли до амортизации:
(прибыль (убыток) от продаж* (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА))/(выручка* (код 2110);
б) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате:
прибыль (убыток) от продаж* (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате* (код 2330);
в) соотношение операционной прибыли до амортизации к процентам к уплате с учетом чистых прочих доходов (сумма кодов 2340 и 2350): прибыль (убыток) от продаж* (код 2200) + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА) - проценты к уплате (код 2330) + прочие доходы* (код 2340) - прочие расходы* (код 2350);
г) отношение чистого долга к операционной прибыли до амортизации:
(чистый долг)/(операционная прибыль до амортизации),
где:
чистый долг = итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1400) +
+ итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса эксплуатанта (код 1500) -
денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) -
финансовые вложения* (коды 1170, 1240) - дебиторская задолженность* (код 1230);
д) операционная прибыль до амортизации =
прибыль (убыток) от продаж* (код 2200) + прочая прибыль (убыток) от продаж (сумма строк 2340 и 2350) по производным финансовым инструментам + амортизация ОПФ (код 750 по форме N 67-ГА);
е) отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:
(ликвидные активы)/(итого по разделу V "Краткосрочные обязательства" (код 1500),
где:
ликвидные активы = денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) +
+ финансовые вложения* (коды 1170, 1240) + дебиторская задолженность* (код 1230).
Доля денежных средств в составе ликвидных активов:
(денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250))/(ликвидные активы)
чистый оборотный капитал:
оборотные активы - оборотные пассивы,
где:
оборотные активы - запасы (код 1210) + дебиторская задолженность* (код 1230) +
+ финансовые вложения* (код 1240) + денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250) + прочие оборотные активы (1260);
оборотные пассивы = кредиторская задолженность (код 1520) + доходы будущих периодов (код 1530) + оценочные обязательства (1540) + прочие обязательства (код 1550).
20. Детализация, необходимая для расчета отдельных слагаемых или показателей:
а) порядок расчета и предоставления данных по выручке:
выручка (код 2110) должна включать в себя только операции по продаже билетов и оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов. Кроме того, выручка должна фиксироваться не по дате продажи билета, а по дате выполнения обязательств по перевозке, с учетом поправки на подпункт "б" пункта 2.
Выручка эксплуатанта (код 2110) не может в себя включать:
выручку, не связанную с воздушными перевозками или носящую разовый, или не регулярный характер, в том числе предоплаты от туристических компаний;
продажу билетов и услуг, которые будут осуществлены эксплуатантом в течение более 30 дней с момента отчетности;
б) порядок расчета и предоставления данных по прибыли (убытка) от продаж (код 2200):
при расчете прибыли (убытка) от продаж (код 2200) необходимо учитывать выручку в соответствии с вышеуказанным порядком;
в) порядок расчета и предоставления данных по прочим доходам (код 2340):
прочие доходы (код 2340) для целей настоящего положения должны включать в себя доходы эксплуатантов от сделок с производными финансовыми инструментами на курс валюты и стоимость авиационного топлива, имеющие обращение на организованных биржевых площадках;
прочие доходы (код 2340) не должны учитывать результаты реализации активов компании;
г) порядок расчета и предоставления данных по дебиторской задолженности:
в качестве дебиторской задолженности может приниматься исключительно:
задолженность клиентов по договорам на воздушную перевозку; накопленный, но не выплаченный процентный (купонный) доход по облигациям, в том числе принимаемый к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, за исключением накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям, в отношении эмитента которых в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованы сведения о просрочке исполнения эмитентом обязательства по выплате указанного дохода или сведения о применении к эмитенту процедуры банкротства;
задолженность профессиональных участников рынка ценных бумаг перед эксплуатантами по сделкам репо.
В качестве дебиторский задолженности не может применяться:
любые предоплаты, связанные с ремонтом и обслуживанием парка воздушных судов эксплуатанта;
предоплата за запасные части для парка воздушных судов эксплуатанта;
обязательства туристических агентств.
Дебиторская задолженность, указанная в подпунктах "г", "е" пункта 19 настоящих Методических рекомендаций, принимается к расчету с учетом следующих поправок:
если срок ее возникновения составляет менее 90 дней с даты предоставления отчетности, то используется поправочный коэффициент 1,0;
если срок ее возникновения является равным или составляет более 90 дней, но менее 180 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,8;
если срок ее возникновения является равным или более 180 дней, но менее 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,5;
если срок ее возникновения составляет более 360 дней с даты предоставления отчетности, то с коэффициентом 0,0;
д) порядок расчета и предоставления данных по финансовым вложениям:
к расчёту финансовых вложений эксплуатантов принимаются следующие ценные бумаги, включенные в котировальные списки первого (высшего уровня):
российские и иностранные акции публичных обществ (компаний), а также депозитарные расписки на них;
российские и иностранные облигации;
инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, а также ценные бумаги иностранных организаций, которые в соответствии с законодательством страны инкорпорации данных иностранных организаций относятся к схемам коллективного инвестирования или схемам совместного инвестирования, как с образованием, так и без образования юридического лица (далее - иностранные фонды);
к расчету финансовых вложений также принимаются:
положительная вариационная маржа по сделкам с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
векселя российских компаний, имеющих выручку не менее 5 млрд. рублей и срок погашения в течение следующих пяти лет;
не реструктурированная задолженность российских компаний перед эксплуатантом (выданный займ), обеспеченная не менее чем на 100% залогом недвижимого имущества по залоговой стоимости имущества, определенной независимым оценщиком;
к расчету финансовых вложения эксплуатантов не принимается;
займы юридическим лицам, которые имеют просроченную или пролонгированную (реструктурированную) задолженность перед организацией;
любые финансовые вложения в юридические лица, которые по состоянию на расчетную дату ликвидированы, находятся в процессе ликвидации или в отношении которых введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к расчету финансовых вложений эксплуатантов принимается следующие активы, имеющие оценку, проведенные независимым оценщиком:
вложения в акции дочерних компаний, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, данные инструменты не могут превышать 10% всех финансовых вложений эксплуатантов в целях расчета показателей для настоящего положения.
------------------------------
* Указанные показатели применяются с учетом указанной в пункте 20 настоящих Методических рекомендаций детализации.
------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Методическим рекомендациям
Расчет
показателей оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов
N п/п |
Показатели |
Метод расчета и источники информации |
Характеристика показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Чистый оборотный капитал () |
Разность между текущими активами (без учета долгосрочной дебиторской задолженности, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и краткосрочными обязательствами (за вычетом доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств) |
Отражает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами, т.е. позволяет оценить объем финансовых ресурсов эксплуатанта, которые могут быть направлены на развитие его деятельности после погашения краткосрочной задолженности |
[стр. 1200 ф. ББ - стр. Поясн. 5501 и 551...] - [стр.1500 - (стр. 1530 + стр. 1540) ф. ББ] | |||
2 |
Период оборота (погашения) кредиторской задолженности, месяцы () |
Отношение средней величины текущей кредиторской задолженности предприятия, включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства за отчетный период, умноженной на количество месяцев отчетного периода, к сумме себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расчетов, с учетом изменения стоимости запасов за отчетный период |
Позволяет оценить управление текущей кредиторской задолженностью, т.е. показывает, сколько требуется месяцев (в среднем) для погашения счетов кредиторов |
[Тм х (стр. 1510 <*> + стр. 1520 <*> + стр. 1510 <**> + стр. 1520 <**> + стр. 1550 <*> + стр. 1550 <**> ф. ББ) / 2] / [стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 ф. ОПБ + (стр. 1210 <**> - стр. 1210 <*> ф. ББ)], где <*> - значение на начало отчетного периода; <**> - значение на конец отчетного периода; Тм - количество месяцев в отчетном периоде | |||
3 |
Стоимость чистых активов () |
Разность между величиной активов (без учета собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств (без учета доходов будущих периодов) |
Отражает величину собственных источников финансирования деятельности эксплуатанта с учетом доходов будущих периодов |
[(стр. 1100 + стр. 1200 - стр. 1320 ф. ББ) - стр. пояснения, код 551...] - (стр. 1400 + стр. 1500 - стр. 1530 ф. ББ) | |||
4 |
Чистый располагаемый доход, среднемесячный () |
Среднемесячная сумма начисленных амортизационных отчислений по внеоборотным активам за период и нераспределенной прибыли (+) или убытка (-) отчетного периода, с учетом необходимых корректировок |
Отражает среднемесячный чистый результат от деятельности эксплуатанта за отчетный год в денежном выражении, который используется, с необходимыми корректировками, для прогнозирования динамики финансово-экономического состояния эксплуатантов. Значение показателя указывает на формируемый запас (дефицит) собственных источников финансирования текущей хозяйственной деятельности эксплуатанта и его инвестиций |
[гр. 1 стр.750 раздела 2 ф. 67 + стр. 1370<**> - стр. 1370 <*> ф. ББ - дельта К1 - дельта К2 + дельта К3 ]/Тм, где Тм - количество месяцев в отчетном периоде, <*> - значение показателя на начало периода, <**> - значение показателя на конец периода, Дельта К1 = стр. 1370 ББ - стр. 2400 ф. ОПУ - указанная корректировка применяется при условии стр. 1370 <**> - стр. 1370 <*> ф. ББ - стр. 2400 ф. ОПУ>0; Дельта К2 = 0,8 х (дельта ПР + 0,005 х стр. 2110 ф. ОПУ), где дельта ПР - сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период (соответственно, строки 2340 и 2350 ф. ОПУ) - указанная корректировка (дельта К2) применяется при условии дельта ПР > 0,05 х стр. 2110 ф.0ПУ и, при наличии соответствующей информации, что отмеченное существенно положительное сальдо прочих доходов и расходов эксплуатанта не было следствием бюджетного субсидирования воздушных перевозок по социально значимым маршрутам; Дельта К3 - сумма дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса) в отчетном периоде) | |||
5 |
Выручка среднемесячная () |
Отношение суммы выручки от деятельности эксплуатанта к количеству месяцев в отчетном периоде |
Отражает масштабы производственно-хозяйственной деятельности эксплуатанта |
[стр. 2110 ф. ОПУ / Тм], где Тм - количество месяцев в отчетном периоде | |||
6 |
Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности () |
Определяется сравнением значений показателей и и соответствует наименьшему из сравниваемых значений |
Отражает располагаемую сумму (дефицит) финансовых ресурсов эксплуатанта на конец отчетного периода |
7
|
Уровень наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности () |
Отношение суммы значений Кр и шестимесячного чистого располагаемого дохода к среднемесячной выручке |
Отражает прогнозируемый на глубину 6 месяцев уровень наличия (дефицита) финансовых ресурсов по отношению к среднемесячной выручке от деятельности эксплуатанта |
В целях учета влияния фактора сезонности в деятельности эксплуатанта на результаты проведенной оценки следует корректировать показатель К0, определенный по итогам истекшего отчетного периода, на К0, определенный по итогам истекшего календарного года.
Указанная корректировка осуществляется по формуле средневзвешенной:
при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам календарного года сезонный фактор не учитывается;
при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам I квартала текущего года:
;
при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам II квартала:
;
при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам III квартала:
;
В соответствии с показателями К0 взвеш и К3 финансово-экономическое состояние эксплуатанта признается удовлетворительным (+) либо неудовлетворительным (-) в соответствии с таблицей значений показателей, используемых для оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта.
Таблица значений показателей, используемых для оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта
|
|||
+ |
+ |
- |
|
+ |
+ |
- |
|
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
"+" - удовлетворительное финансово-экономическое состояние;
"-"- неудовлетворительное финансово-экономическое состояние.
Финансово-экономическая оценка и анализ эксплуатантов, не формирующих стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности, осуществляется по показателю К3. Вывод о неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии указанных эксплуатантов осуществляется исходя из значения К3 > 5.
При расчете всех указанных показателей в расчеты не включаются (не учитываются) обязательства эксплуатанта, обеспеченные государственными гарантиями Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Методическим рекомендациям
Расшифровка
кредитного портфеля эксплуатанта
N п/п |
Банк* кредитор |
N /дата кредитного договора /соглашения |
Сумма лимита |
Сумма невыбранного лимита |
Размер задолженности текущей/ просроченной |
Срок действия договора |
Процент ная ставка (годовых) |
Залоговое обеспечение (перечень имущества) |
Поручительство (наименование поручителя / сумма) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Методическим рекомендациям
Показатели
риска ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов
Основные показатели риска ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатантов включают:
чистый располагаемый доход среднемесячный
Показатель определяется в абсолютной величине (тыс. руб.) и в относительной форме (в % по отношению к среднемесячной выручке эксплуатанта, в сопоставимых (по сезонности) условиях). Исходная информация для оценки показателя - см. приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Базовое значение показателя, формирующее зону высоких рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта - убыточность по чистому располагаемому доходу выше -2% к среднемесячной выручке;
снижение месячного налета часов на среднесписочное воздушное судно эксплуатанта, определяемое в сопоставимых (по сезонности) условиях.
Показатель определяется в абсолютной величине (в летных часах в месяц на среднесписочное воздушное судно) и в относительной форме (в % снижения показателя). Исходная информация для расчета показателя - форма 32-ГА "Сведения о парке воздушных судов", Постановление Росстата от 18 июля 2007 г. N 57 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росавиацией статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта". Базовое значение показателя, формирующее зону высоких рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта - снижение среднемесячного налета на среднесписочное воздушное судно более чем на 15%.
Методика анализа включает сопоставление величин анализируемых показателей с соответствующими базовыми значениями показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства транспорта РФ от 4 мая 2018 г. N МС-74-р "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки"
Текст распоряжения официально опубликован не был