Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.,
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО "ФИНАНС-АБСОЛЮТ" (ОГРН 1117746640880)
к ФАС России (ОГРН 1047796269663)
третьи лица - ГК "АСВ" (ОГРН 1047796046198), АО "РАД" (ОГРН 1097847233351)
об оспаривании пункта 2 предписания N 223ФЗ-242/18 о совершении действий,
направленных на устранение нарушений порядка в части осуществления дальнейшего проведения процедуры Запроса предложений в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке, Документацией, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 12.04.2018 N 223ФЗ-242/18
при участии:
от заявителя - Заварухина А.А. (дов. от 02.07.2018);
от ответчика - Челидзе М.Е. (дов. от 04.09.2017 N иа/60998/17);
от третьих лиц: АО "РАД" - Гайдай Е.Г. (дов. от 14.11.2017 N 2559/01), ГК "АСВ" - Журова Т.С. (дов. от 15.03.2018 N 277).
Установил:
ООО "ФИНАНС-АБСОЛЮТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 2 Предписания N 223ФЗ-242/18 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка в части осуществления дальнейшего проведения процедуры Запроса предложений в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке, Документацией, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 12.04.2018 N 223ФЗ-242/18; обязании Федеральную антимонопольную службу выдать Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обязательное для исполнения предписание об отмене результатов проведения Запроса предложений, согласно Извещению о проведении запроса предложений на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков от 26.03.2018, опубликованному в Единой информационной системе закупок N 31806287858 от 26.03.2018; обязании Федеральную антимонопольную службу выдать Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обязательное для исполнения предписание об отмене Протокола N 13/2018 заседания постоянно действующей закупочной комиссии Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 17.04.2018; о признании недействительным договора оказания услуг N 2018-0291/8 от 07.05.2018, заключенный между Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ГК "АСВ") и АО "РАД" (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что по итогам рассмотрения Жалобы антимонопольным органом вынесен не соответствующий закону способ устранения нарушения антимонопольного законодательства, делающий невозможным восстановление законных прав и интересов Истца. Полагает, что нарушенные права могут быть восстановлены только путем отмены результатов проведенной Закупки, поскольку Закупка проведена с существенными нарушениями антимонопольного законодательства, а предписание, выданное антимонопольным органом, не могло восстановить права Истца в полном объеме. Учитывая тот факт, что по результатам закупки заключен договор, считает, что его права не могут быть восстановлены иным способом, кроме как признания недействительными результатов Закупки, а также признание недействительным договора, заключенного по результатам Закупки, поскольку отмена антимонопольным органом результатов Закупки не приводит к восстановлению прав истца, если по результатам Закупки заключен договор.
ФАС России представлен письменный отзыв на заявление, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что решение антимонопольного органа принимается комиссией исключительно в части доводов жалобы, а в случае выявления иных нарушений для цели устранения таких нарушений выдает предписание. Наличие в жалобе указаний на осуществление Заказчиком закупки с нарушением положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению. С учетом всех выявленных нарушений, а также обстоятельств дела при рассмотрении конкретной жалобы, комиссия антимонопольного органа по своему усмотрению принимает решение о выдаче предписания, а также решение о содержании предписания, включаемого действия направленные на устранение выявленных нарушений.
АО "РАД" направило отзыв на заявление, согласно которому поддержало позицию антимонопольного органа, ссылаясь на то, что Заявитель в соответствии с положениями Закон о закупках и Закона о защите конкуренции не являлся лицом, имеющим право на обжалование действий Заказчика при проведении им Запроса предложений посредством подачи жалобы в антимонопольный орган, а в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.
ГК "АСВ" направило отзыв на заявление, согласно которому также поддержало позицию антимонопольного органа, ссылаясь на то, что как жалоба в ФАС России, так и заявление в Арбитражный суд г. Москвы не соответствует требованиям Закон о закупках. При этом предписание исполнено заказчиком
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц поддержали позицию антимонопольного органа по основаниям и доводам, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2018 г. в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) заказчиком Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Заказчик, Агентство) опубликовано извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (извещение на zakupki.gov.ru N N 31806287858).
В ФАС России поступила жалоба ООО "Финанс-Абсолют" (далее - Заявитель) от 05.04.2018 б/н (вх. 51388/18 от 05.04.2018) на действия (бездействие) заказчика ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (извещение N 31806287858) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение и предписание от 12.04.2018 по делу N 223ФЗ-242/18, согласно которым жалоба ООО "Финанс-Абсолют" признана обоснованной в части неправомерного требования о нахождении участника закупки в перечне юридических лиц для организации от имении Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1874-р.
Согласно оспариваемому предписанию Комиссией ФАС России указано:
1. ГК "Агентство по страхованию вкладов" при рассмотрении заявок, поданных на участие в Запросе предложений не учитывать подпункт 4 пункта 17 Информационной карты документации о проведении Запроса предложений (далее - Документация) в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", утвержденным решением Совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 07.12.2011 г. (протокол N 4, раздел X, с изменениями) (далее - Положение о закупке), с учетом принятого решения Комиссии ФАС России от 1204.2018 N 223ФЗ-242/18.
2. ГК "Агентство по страхованию вкладов" осуществить дальнейшее проведение процедуры Запроса предложений в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке, Документацией, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 12.04.2018 N 223ФЗ-242/18.
3. ГК "Агентство по страхованию вкладов" в срок до 27.04.2018 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде и по электронной почте:dstelmakh@fas.gov.ru
Не согласившись с пунктом 2 указанного предписания, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Закон о закупках, в том числе в порядок рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, начиная с 09.01.2018 расширен перечень случаев, установленный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для подачи жалобы в антимонопольный орган, в частности установлено такое основание для подачи жалобы, как нарушение положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах доводов, изложенных в жалобе, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. Вместе с тем, антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в случае, если такие нарушения поименованы в перечне, предусмотренном частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции действующей с 09.01.2018) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно доводам жалобы ООО "Финанс-Абсолют", что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
1) требование о том, что участник закупки должен состоять в Перечне юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1874-р (далее - "Перечень"), является необоснованным, избыточным и направленным на устранение (ограничение) конкуренции при проведении закупочной процедуры;
2) порядок оценки и сопоставления заявок, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости критериев и порядок определения победителя запроса предложений направлены на намеренное установление условий и критериев оценки заявителей, обеспечивающих победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Следовательно, наличие в жалобе указаний на осуществление Заказчиком закупки с нарушением положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
В этой связи жалоба ООО "Финанс-Абсолют" содержала основания, предусмотренные пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, ФАС России при принятии решения и предписания выполняла свои функции (полномочия) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, возложенные на нее законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
При этом, согласно подпункту "а" пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа выдает предписание организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Таким образом, с учетом всех выявленных нарушений, а также обстоятельств дела при рассмотрении конкретной жалобы, комиссия антимонопольного органа по своему усмотрению принимает решение о выдаче предписания, а также решение о содержании предписания, включаемого действия направленные на устранение выявленных нарушений.
Согласно материалам настоящего дела Комиссией ФАС России выдано Предписание, согласно которому ГК "Агентство по страхованию вкладов" при рассмотрении заявок, поданных на участие в Запросе предложений не учитывать подпункт 4 пункта 17 Информационной карты документации о проведении Запроса предложений с учетом принятого решения Комиссии ФАС России от 1204.2018 N 223ФЗ-242/18.
Кроме того, ГК "Агентство по страхованию вкладов" надлежало осуществить дальнейшее проведение процедуры Запроса предложений в порядке, установленном Законом о закупках, Положением о закупке, Документацией, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 12.04.2018 N 223ФЗ-242/18.
Согласно с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчик исполнил предписание надлежащим образом, направил соответствующую информацию в ФАС России, что подтверждается письмом от Заказчика (исх. от 23.04.2018 N 1-7/13358).
Так к участию в Запросе предложений допущено лицо не входящее в Перечень - ООО "Деткимчи". Согласно протоколу N 13/2018 заседания постоянно действующей закупочной комиссии Агентства от 17 апреля 2018 г. победителем Запроса предложений признано АО "РАД". Между Заказчиком и АО "РАД" по результатам проведения Запроса предложений заключен договор оказания услуг от 07.05.2018 N 2018-0291/8.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России при выдаче Предписания учитывала все обстоятельства дела, а также нарушения, зафиксированные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя. Кроме того, оснований для отмены процедуры определения поставщика Комиссия ФАС России не усмотрела, что определяется выводом Комиссии о возможности дальнейшего проведения процедуры Запроса предложений.
При этом в полномочия ФАС России при выдаче предписания не входит право признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 2 предписания ФАС России соответствует положениям ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, решил:
В удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме.
Проверено на соответствие ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
В.Д. Поздняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 августа 2018 г. N А40-107162/18-93-1344
Текст решения официально опубликован не был