Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Немовой О.Ю.,
при ведении протокола открытого судебного заседания Секретарем Боженовой Ю.А.
рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению: Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
к ответчику - Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: ООО "АЙТИ-СФЕРА"
о признании незаконными решения и предписания от 27.02.2018 г. N 223ФЗ-127/18
при участии:
от заявителя: Сорокин А.С. по доверенности от 06.07.2017 г.
от ответчика: Горбачева О.В. по доверенности от 11.05.2018 г.
от третьего лица: не явился, извещен
Установил:
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Заявитель, Заказчик) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) ФАС России от 27.02.2018 г. N 223ФЗ-127/18.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность решения и предписания.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 января 2018 г. на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov. (далее - Официальный сайт) Заявителем опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку сетевого оборудования, телефонных аппаратов, сертификатов и лицензий для АТС (извещение N 31806073671) (далее - Аукцион).
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20 января 2018 в 09:00.
По состоянию на дату и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе подано 3 (три) заявки.
В ФАС России поступила жалоба ООО "АЙТИ-СФЕРА" (далее - Заявитель) от б/н, б/д на действия (бездействие) организатора закупок ГК "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку сетевого оборудования, телефонных аппаратов, сертификатов и лицензий для АТС (извещение N 31806073671) (далее - Аукцион, Жалоба).
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в один лот поставка товаров, на которые не требуется представление разрешительных документов, и поставка товаров, поставка которых осуществляется исключительно при наличии соответствующих документов, а именно договор с лицензиатом, согласие лицензиата на заключение договора по результатам закупки; Документация не содержит описание объекта поставки, а также требования к безопасности, качеству товара; Заказчик неправомерно оставляет за собой право дозапроса информации у участников закупочной процедуры.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 27.02.2018 по делу N 223ФЗ-127/18 (далее - Решение), которым Жалоба признана обоснованной в части неправомерно установленного в Документации положения, согласно которому Заказчик оставляет за собой право на дозапрос информации у участников закупочной процедуры, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, а так же выдано предписание от 27.02.2018 по делу N 223ФЗ-127/18 "О совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов", которым Заявителю предписано:
1. при рассмотрения заявок участников Запроса предложений не учитывать пункт 29.7 раздела II Информационной карты документации в части дозапроса информации у участников Аукциона в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 27.02.2018 N 223ФЗ-127/18.
2. при заключении договора не учитывать пункт 19.1 раздела II Информационной карты Документации, в части смены лидера коллективного участника для осуществления операций по договору в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 27.02.2018 N 223ФЗ-127/18.
3. осуществить дальнейшее проведение процедуры Аукциона в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупке, Документацией, с учетом принятого Комиссией ФАС России решения от 27.02.2018 N 223ФЗ-127/18.
4. в срок до 13.04.2018 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде и по электронной почте:dstelmakh@fas.gov.ru
Не согласившись с вынесенными Заинтересованным лицом решением и предписанием, посчитав их нарушающими его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Закон о закупках, в том числе в порядок рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Так, расширен перечень случаев, установленный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для подачи жалобы в антимонопольный орган, в частности установлено такое основание для подачи жалобы, как нарушение положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, Положения о закупках при проведения закупочной процедуры.
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган по доводам жалобы выявил нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, то есть несоблюдение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, а также несоответствие пункта 29.7 Раздела II Информационной карты Документации пункту 3 Положения о закупке.
Таким образом, антимонопольный орган рассмотрел жалобу и по итогам рассмотрения жалобы правомерно принял решение, в котором были установлены нарушения, поименованные части 10 статьи 3 Закона о закупках.
При этом довод Заявителя об отсутствии в его действиях нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о Закупках, отклоняется судом, поскольку опровергается материалами дела и основан на неправильном толковании заявителем действующего законодательства.
Предоставленное заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами.
В то же самое время такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется с целью получения дополнительных документов (сведений), в том числе, позволяющих искусственно обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
В этом случае действия организатора закупки приобретают характер злоупотребления правом, не подлежащего судебной защите в силу части 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что согласно части 13 статьи 3 Закона о Закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В связи с чем, наличие законных оснований для установления в действиях заявителя положений части 1 ст. 2 закона о закупках в связи с установлением требования пункта 19.1 раздела II Информационной карты в отношении лиц, входящих в состав консорциума.
Вместе с тем, нарушение его прав оспариваемыми решением и предписанием ФАС России, в том числе, в данной части материалами дела не подтверждается.
Как следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, лица, входящие в состав консорциума, участие в закупке не принимали, оспариваемое Предписание заявителем исполнено.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: "если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным".
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.
Согласно ст. 65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены заявлены указанные требования.
Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Также целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительным является восстановление прав Заявителя (Определения ВАС РФ от 16.03.2010 N 17906/09, от 31.07.2009 N 9797/09).
В настоящем случае доказательств того, что решение и предписание ФАС России нарушают права ГК "Агентство по страхованию вкладов" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суду не представлено.
Не указано заявителем и каким образом его права и законные могут быть восстановлены в случае удовлетворения заявленных требований с учетом того, что, как уже было указанны выше, предписание ФАС России по делу от 27.02.2018 г. N 223ФЗ-127/18 исполнено заявителем в полном объеме; по результатам проведения Запроса предложений Заявителем заключен договор от 14.03.2018, при заключении которого требования Предписания были учтены.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, материальный интерес заявителя к принятым решению и предписанию ФАС России имеет абстрактный характер.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
О.Ю. Немова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 августа 2018 г. N А40-104175/18-72-1206
Текст решения официально опубликован не был