Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Федеральной службы по труду и занятости
Сегодня перед Рострудом стоит задача сделать надзор в сфере труда современным. Он должен соответствовать как основным ожиданиям работника, так и интересам работодателя. Для этого необходима система, при которой законодательные нормы и требования будут предельно понятными и прозрачными для всех сторон трудовых отношений. Должна измениться цель, а значит и методы работы самого инспектора труда. Он должен стать полноценным и востребованным помощником, как для граждан, так и для бизнеса, вооруженным современными эффективными инструментами надзора и контроля.
Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда должно стать содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение "культуры профилактики" на предприятиях.
В рамках организованной Рострудом профилактической работы в 2017 году проведено более 11600 консультаций и мероприятий для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, "горячих линий".
Также за указанный период территориальными органами Роструда было выдано свыше 2100 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства.
В 2017 году Рострудом осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены):
а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;
б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
г) нормативных правовых актов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;
д) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
е) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- совершенствование правовой системы Российской Федерации в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- обеспечение единства практики применения Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации3;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Роструда путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций и противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
По итогам анализа подготовлен план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере охраны труда, который был утвержден протоколом заседания проектного комитета от 5 октября 2017 г. N 69(12).
Вместе с тем была обеспечена подготовка ежеквартальной информации о классификации причин возникновения типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также размещенной на официальном сайте Роструда.
Кроме того, в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также реализации пункта 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В то же время предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда не являются достаточными, что не позволяет в полной мере реализовать поставленные перед ней задачи и требуют совершенствования механизма осуществления контрольно-надзорных мероприятий и возможности разработки и внедрения дополнительных государственных гарантий.
Начиная с 2017 года ежеквартально проводятся совещания, посвященные итогам проверок. В рамках этой работы обобщаются выявленные нарушения, выявляются нарушения высокой степени опасности и готовятся соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, об организации работы подконтрольных субъектов, во избежание нарушений в будущем.
В соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства в 82 государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в установленные сроки были проведены все запланированные публичные мероприятия, в которых приняли участие более 14800 человек.
В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства с презентацией докладов по правоприменительной практике заслушаны выступления подконтрольных лиц и представителей общественных объединений предпринимателей, а также даны ответы на 1279 вопросов, полученных из зала и в электронном виде.
При проведении публичных обсуждений и по результатам проведенного анкетирования от представителей предпринимательского сообщества поступило 93 предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, например, при проведении публичного обсуждения в Курганской области было предложено внести изменение в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации в части снижения срока задержки выплаты заработной платы, после которого работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Получено предложение о пересмотре и конкретизации в рамках действующего законодательства положений пункта 1,3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" в части установления 36 - часовой рабочей недели для женщин, работающих в сельской местности.
Также в ходе публичного обсуждения в Волгоградской области представителями Следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области было предложено введение единообразия по определению тяжести несчастного случая с определением тяжести телесных повреждений, полученных в результате несчастного случая.
Кроме того, работодателями, принимающими участие в указанных мероприятиях, было предложено разъяснить вопросы о применении Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н о прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров (обследования) при поступлении на работу, а также о применении статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в трудовом законодательстве разъяснения по поводу того, относятся ли к понятию смежного режима работы такие режимы работы как два дня работы через два либо сутки работы через трое.
Указанные предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, были учтены Рострудом в том числе при подготовке доклада с обзором анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
По итогам мероприятий участники заполнили 4134 анкеты, позволяющие оценить эффективность и полезность состоявшихся мероприятий, а также оставить предложения по дальнейшему совершенствованию практики проведения публичных обсуждений.
По результатам проведенного анкетирования участниками публичных слушаний были высказаны 288 предложений по совершенствованию следующих институтов трудового права: проведение медицинских осмотров (психиатрических обследований), организация обучения и инструктажей в области охраны труда и оформление трудовых отношений.
В целях исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26.10.2015 N 7011п-П12, и обеспечения эффективного информационного взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями, включающего развитие системы клиентоориентированных интерактивных онлайн-сервисов на информационном портале "Онлайнинспекция.рф" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Рострудом сформирован и утвержден приказом от 24 марта 2016 года N 83 план соответствующих мероприятий4.
В соответствии с Планом в 2017 году Рострудом обеспечена реализация следующих основных мероприятий:
- создание сервисов Системы "Памятки для работников и работодателей", "Электронная приёмная Роструда", "Досудебное обжалование", "Общественная оценка деятельности федеральной инспекции труда", "Личные кабинеты работников и работодателей", "Банк типовых документов", "Библиотека трудовых ситуаций", а также обновление и расширение функционала мобильного приложения "Я - инспектор" (мобильная версия сервиса "Сообщить о проблеме");
- разработка дополнительных материалов, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, для сервисов Системы: "Библиотека трудовых ситуаций" (в 2017 году разработано 50 ситуаций), "Электронный инспектор" (разработано 50 проверочных листов), "Трудовой навигатор" (разработаны 50 маршрутов), "Памятки для работников и работодателей" (разработаны 50 памяток).
- информирование работников и работодателей о ходе развития Системы.
В 2017 году количество посетителей Системы выросло до 3,58 млн. человек, зарегистрировано 25 млн. просмотров страниц.
Самые популярные сервисы: "Сообщить о проблеме", "Дежурный инспектор" и "Электронный инспектор".
1) Сервис "Сообщить о проблеме" - интерактивный сервис Системы обеспечивает авторизованных пользователей возможностью направить обращение в электронной форме в территориальный орган Роструда, отслеживать ход его рассмотрения и получить ответ. Указанный сервис, действовавший в "пилотном" режиме с ноября 2013 года, в 2016 году введён в эксплуатацию. По состоянию на 31 декабря 2017 года в сервис поступило 210,1 тыс. обращений, из них в 2017 году - 47,6 тыс, обращений.
Темы обращений, поступивших через сервис "Сообщить о проблеме":
N |
Тема обращения |
Количество обращений (тыс.) |
1. |
Задерживают зарплату |
11,5 |
2. |
Не выплачен расчет при увольнении |
10,6 |
3. |
Незаконные увольнения |
3,7 |
4. |
Произведены удержания из заработной платы |
2,5 |
5. |
Не выдали трудовую книжку |
2 |
6. |
Работодателем изменены условия трудового договора |
1,4 |
7. |
Не заключен трудовой договор в письменной форме |
1 |
8. |
Не выплачено пособие по уходу за ребенком |
0,9 |
9. |
Не оплачены листы нетрудоспособности |
0,8 |
10. |
Не оплачена сверхурочная работа, работа в выходные и нерабочие дни |
0,7 |
11. |
Иные темы |
12,5 |
2) Сервис "Дежурный инспектор" - интерактивный сервис Системы обеспечивает информационную и консультационную поддержку Пользователей системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сервис, действовавший в "пилотном" режиме с ноября 2013 года и введённый в эксплуатацию в 2016 году, позволяет в течение 3-х рабочих дней получить правовую консультацию по интересующему вопросу в сфере соблюдения трудового законодательства. За время работы сервиса гражданам предоставлено 70,7 тыс. консультаций, из них в 2017 году - 11,4 тыс. консультаций.
Темы консультаций, предоставленных пользователям сервиса "Дежурный инспектор":
N |
Тема консультации |
Количество предоставленных консультаций (тыс.) |
1. |
Увольнение |
1,8 |
2. |
Охрана труда |
1,7 |
3. |
Заработная плата |
1,4 |
4. |
Прочие вопросы |
1,3 |
5. |
Время отдыха |
1,2 |
6. |
Рабочее время |
0,9 |
7. |
Гарантии и условия труда отдельных категорий работников |
0,9 |
8. |
Прием на работу и заключение трудового договора |
0,8 |
9. |
Изменение условий трудового договора |
0,6 |
10. |
Общие гарантии и компенсации |
0,4 |
11. |
Ответственность работодателя |
0,2 |
12. |
Ответственность работника перед работодателем |
0,2 |
3) Сервис "Электронный инспектор" - интерактивный информационно-консультационный сервис системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" даёт возможность работодателям проводить самопроверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. "Электронный инспектор" помогает работодателю провести внутренний аудит соблюдения трудового законодательства в любое удобное время и абсолютно бесплатно. В ходе проверки представитель организации заполняет интеллектуальные проверочные листы, результатом чего является заключение системы об отсутствии или наличии нарушений. В 2017 году разработано 50 листов самопроверки, после их публикации в Системе общее число доступных пользователям направлений самопроверок составит 175.
По состоянию на 31 декабря 2017 года сервисом проведено 302 тыс. самопроверок, в ходе которых было выявлено более 216 тыс. нарушений, из них в 2017 году - 124,5 тыс. самопроверок и 79,1 тыс. выявленных нарушений. По итогам прохождения проверочного листа сервис выдаёт рекомендации по устранению выявленных нарушений и в случае их выполнения предприятия уже смогли оградить себя от штрафных санкций на общую сумму 6,77 млрд. рублей.
В 2017 году разработаны сервисы: "Электронная приёмная Роструда", "Досудебное обжалование", "Общественная оценка деятельности федеральной инспекции труда", "Личные кабинеты работников и работодателей", "Банк типовых документов", "Библиотека трудовых ситуаций", доработано мобильное приложение "Я - инспектор".
1. Интерактивный сервис "Электронная приёмная" обеспечивает авторизованных пользователей возможностью электронной записи на приём в государственную инспекцию труда.
2. Интерактивный сервис "Досудебное обжалование" предоставляет возможность пользователям Системы обжаловать действие (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции должностным лицом территориального органа Роструда, в том числе руководителем территориального органа Роструда и его заместителями.
3. Интерактивный сервис "Общественная оценка деятельности федеральной инспекции труда" обеспечивает посетителей Системы возможностью проходить опросы и осуществлять оценку работы Системы, работы Роструда и его территориальных органов.
4. Сервис "Личные кабинеты работников и работодателей" обеспечивает пользователей расширенным функционалом Личного кабинета.
5. Информационные сервис "Банк типовых документов" представляет пользователям утвержденные, неутвержденные и фактически применяемые формы, бланки и образцы документов, которые необходимы и работодателю и работнику.
6. Информационный сервис "Библиотека трудовых ситуаций" предоставляет пользователям весть набор инструментов для решения проблем, обеспечивая доступ к ресурсам всех сервисов Системы, консультационным материалам, памяткам, и сервису самопроверки в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
7. Мобильное приложение "Я - инспектор" (доступно на устройствах под управлением операционных систем Android и iOS) - позволяет пользователям с помощью мобильного телефона направить обращение в территориальный орган Роструда по наиболее травмоопасным вопросам охраны труда: на строительной площадке отсутствует ограждение, строители работают без средств индивидуальной защиты. В 2017 году расширен функционал мобильного приложения. Более подробно представлена тема охраны труда: теперь пользователи могут направлять в территориальный орган Роструда сообщения о сокрытиях несчастных случаев и нарушении порядка их расследования. Также в приложение добавлены темы по оплате труда: пользователи могут сообщать о задержках или удержании заработной платы, неполной оплате сверхурочной работы и работы в выходные дни,
В 2017 году для таких сервисов как "Библиотека трудовых ситуаций", "Электронный инспектор", "Памятки для работников и работодателей", "Трудовой навигатор" разработаны дополнительные материалы, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о труде, в мобильное приложение "Я - инспектор" добавлены новые темы для направления обращений.
В целях информирования работников и работодателей о ходе развития Системы Рострудом организовано представление информации членам Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости, а также гражданам через средства массовой информации. Так в марте 2017 года в ходе заседания Общественного совета при Федеральной службе по труду и занятости состоялось обсуждение хода реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и развития портала "Онлайнинспекция.рф".
В рамках проводимой работы по информированию работников и работодателей о ходе развития Системы через средства массовой информации готовились и рассылались пресс-релизы в СМИ, а также публиковались в новостном разделе на официальном сайте Роструда. Была организована запись серии интервью представителей Роструда по указанному вопросу. Всего в 2017 году по данным системы мониторинга средств массовой информации "Интегрум" опубликовано более 600 информационных сообщений о Системе. Публикации о сервисах портала были размещены в центральных федеральных печатных СМИ. Информирование о ходе развития Системы также осуществлялось территориальными органами Роструда, региональными и муниципальными органами исполнительной власти в региональных средствах массовой информации.
В настоящее время система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" обеспечивает необходимые условия для соблюдения трудового законодательства и сокращения количества нарушений в этой сфере, а также повышает эффективность государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Среди основных задач, решаемых системой электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф":
- обеспечение доступности и понятности требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований;
- формирование в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде;
- создание постоянного и удобного канала для взаимодействия работников и работодателей с федеральной инспекцией труда.
Внедрение и использование данных интерактивных сервисов позволит значительно снизить затраты предпринимательского сообщества и тем самым снизить финансовое давление на осуществление ими соответствующего вида деятельности, что может также свидетельствовать о смене вектора осуществления контрольной и надзорной деятельности с выявления нарушений законодательства на их предупреждение.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды в области трудовых отношений свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:
неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
сокращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охране труда;
несоответствие локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству (отсутствие в трудовых договорах работников обязательных условий: условия оплаты труда, режима труда и отдыха, даты начала работы, характеристик условий труда);
ненадлежащее осуществление внутриведомственного и регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также самих работодателей на предприятиях и в организациях.
Кроме того, проанализировав надзорно-контрольную деятельность Роструда и его территориальных органов можно сделать вывод, что одной из основных причин нарушения трудового законодательства является правовая неграмотность как работодателя, так и работников.
В этой связи основная направленность профилактической работы должна быть связана с повышением информированности населения в области защиты трудовых прав и соблюдения норм трудового законодательства.
Для решения данной проблемы необходим переход от стратегии санкций к стратегии информирования подконтрольных субъектов и профилактики нарушений трудового законодательства, в том числе с помощью разработанной Рострудом системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", организации консультирования по разъяснению обязательных требований и проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Роструда.
Таким образом, в ходе анализа профилактической работы можно выделить следующие зоны, требующие особого внимания:
повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
адаптация форм информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;
формирование понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;
создание системы обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге, с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Роструду и его территориальным органам;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Виды и формы профилактических мероприятий, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области трудовых отношений приведены в разделе 3 настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.