Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 46-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Борисовой Л.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Загуменова Владимира Николаевича о признании не действующим в части решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 г. N 1351)
по апелляционным жалобам Думы городского округа Тольятти Самарской области и администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Самарского областного суда от 16 апреля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Загуменов Владимир Николаевич обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в законную силу решения суда пункта 2 приложения N 3 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" (далее также - Решение N 972), в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 г. N 1351, в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства объектов общественного питания.
Истец полагает, что пункт 2 приложения N 3 к Решению N 972 не согласуется с принципами экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", противоречит пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и возлагает на него как арендатора земельного участка, предназначенного для завершения строительства здания кафе, обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 16 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Тольятти Самарской области и администрация городского округа Тольятти Самарской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
По мнению подателей жалоб, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода использования земельного участка произведено при отсутствии экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, и не отвечает принципу экономической обоснованности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти Самарской области доводов прокуратура Самарской области представила возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На территории Самарской области порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные без проведения торгов, урегулирован постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 (далее - Постановление N 308).
Согласно пункту 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства (приложение N 2 к Постановлению N 308) размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 Методики и абзацем четвертым данного пункта, которым предусмотрено, что процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с данным пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его обнародования.
Приложением N 3 к Решению N 972 в оспариваемой редакции установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставляемых для иных видов строительства. В частности, в пункте 2 для строительства объектов общественного питания проценты от кадастровой стоимости земельных участков установлены в зависимости от периода использования земельного участка (первые два года, третий год, четвертый год и последующие годы в размере 4, 6,2 и 12,7% соответственно).
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в числе которых предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-0, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Суд первой инстанции, изучив документы, представленные административным ответчиком в качестве доказательств экономического обоснования процентов кадастровой стоимости, в том числе экономическое обоснование процентов от кадастровой стоимости, составленное Департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти, финансово-экономическое обоснование к материалам, направляемым для рассмотрения на заседании Думы городского округа Тольятти, сделал обоснованный вывод, что названные документы не содержат надлежащий анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые определяют уровень доходности участков, используемых для строительства, и влияют на увеличение процента от кадастровой стоимости в зависимости от сроков строительства объектов общественного питания.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционных жалоб о том, что дифференциация размера процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка направлена на стимулирование хозяйствующего субъекта к уменьшению сроков строительства, поскольку не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения. Повышение процентов от кадастровой стоимости исходя из экономической целесообразности в отсутствие названного анализа и оценки противоречит принципу экономической обоснованности.
Подлежит отклонению и довод апелляционных жалоб о том, что Решение N 972 принято в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением N 308, и соответствует определенным этим порядком периодам использования земельного участка, так как данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от необходимости соблюдать принцип экономической обоснованности.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 16 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Тольятти Самарской области и администрации городского округа Тольятти Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Нефедов О.Н |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 46-АПГ18-14
Текст определения официально опубликован не был