Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2018 г. N 31-АПГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" о признании частично недействующими постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы" в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 августа 2017 г. N 42-12/т "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т" в части размера тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного строкой 5 столбца 6 позиции 2 приложения N 2 к постановлению по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 6 апреля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Князькиной О.В., свидетелей Егоровой Е.В., Крыловой И.Н., представителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щукиной И.Г., представителя Министерства финансов Чувашской Республики Волковой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы" (далее - постановление Госслужбы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т) в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 августа 2017 г. N 42-12/т "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т" в части размера тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного строкой 5 столбца 6 позиции 2 приложения N 2 к данному постановлению - с 1 июля по 31 декабря 2017 г. одноставочный тариф в размере 470,36 руб. за Гкал без учета НДС.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 6 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Коммунальные технологии" просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме ввиду неправильного применения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения.
В судебное заседание представители Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях на нее, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), а также приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод индексации установленных тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере теплоснабжения в соответствии со статьей 1 и пунктом 1.1 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265.
Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам 16 декабря 2014 г. издано постановление N 48-13-21/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015-2017 годы", в которое внесены изменения постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 г. N 68-13-22/т, в частности был установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя Чувашской Республики на период с 1 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 362,82 руб. Гкал без учета НДС.
Не согласившись с размерами тарифов общество 7 марта 2017 г. обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) с заявлением о досудебном урегулировании спора об установлении для общества тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей г. Чебоксары от источника тепловой энергии ПАО "Т Плюс" (корректировка долгосрочного тарифа на 2017 год).
Решением ФАС России от 21 июля 2017 г. N АГ/49767/17 признано, что при установлении тарифов на услуги общества по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год Госслужба по тарифам нарушила пункты 52, 59, 66, 73, 75, 90 Основ ценообразования. С учетом допущенных нарушений органу регулирования предписано определить темпы снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь и связанных с ними расходы на покупку потерь тепловой энергии в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в экспертном заключении обоснование применения соответствующих темпов снижения с указанием соответствующего расчета (пункт 4 решения). Согласно пункту 5 названного решения ФАС России на орган регулирования возложена обязанность, с учетом установленных в соответствии с пунктом 4 указанного решения темпов снижения, произвести перерасчет экономически обоснованных затрат на 2017 год, в части расходов по статьям: "Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (тепловая энергия (компенсация потерь), теплоноситель (компенсация потерь)), "Фактическая прибыль за 2015 год", "Расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию потерь тепловой энергии) на 2017 год", на теплоноситель (расходы на компенсацию потерь теплоносителя) на 2017 год", "Нормативная прибыль", а также объема фактических потерь за 2013 и 2015 годы
Во исполнение решения ФАС России от 21 июля 2017 г. Госслужбой по тарифам пересмотрены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для общества, установленные постановлением органа регулирования от 16 декабря 2014 г N 48-13-21/т (в редакции постановления Госслужбы по тарифам от 12 декабря 2016 г. N 68-13-22/т).
По результатам рассмотрения поступившего от общества предложения о корректировке долгосрочного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя от источника теплоснабжения ПАО "Т Плюс" (г. Чебоксары) на 2017 год, составлено экспертное заключение от 3 августа 2017 г., по итогам которого одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в период с 1 июля по 31 декабря 2017 г. установлен органом регулирования в размере 470,36 руб. за Гкал без учета НДС.
Данный одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя установлен в оспариваемом постановлении.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, общество указывало на то, что постановление Госслужбы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т (в редакции постановления от 29 августа 2017 г. N 42-12/т), оспариваемое в части установления одноставочного тарифа в размере 470,36 руб. за Гкал противоречит общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения. По мнению общества Госслужбой по тарифам не исполнено решение ФАС России от 21 июля 2017 г., не произведен перерасчет объемов потерь и расходов на покупку потерь за 2015 и 2017 годы, в связи с чем установлен экономически необоснованный тариф, не учитывающий фактические расходы общества.
Проверяя доводы общества, суд установил следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.
В пункте 21 Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 г. N 452 (далее - Правила N 452), указано, что плановые значения показателей величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям для теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения не на основании концессионного соглашения, устанавливаются на уровне нормативных технологических потерь, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.
Подпунктом "в" пункта 3 названных Правил предусмотрено, что плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения в обязательном порядке учитываются при расчете (корректировке) тарифов теплоснабжающих организаций.
Согласно протоколу заседания Коллегии Госслужбы по тарифам от 29 августа 2017 г. N 12 темп снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь определен органом регулирования на уровне 10,6%.
Учитывая, что законодательной методики определения темпов снижения потерь тепловой энергии, теплоносителя не имеется, орган регулирования, исходя из анализа представленных в материалы дела документов, установил, что фактический темп снижения потерь 2015 года к 2013 году (за два года) составил 21,247% (250,699 тыс. Гкал/318, 337 тыс. Гкал), что составляет 10,62% в год.
С учетом определения и применения фактического темпа снижения потерь за предшествующие годы, плановое значение технологических потерь на 2017 год составило 197,43 тыс. Гкал (250,699 тыс. Гкал - 21,247%).
Согласно экспертному заключению от 03 августа 2017 г. при определении темпа снижения потерь тепловой энергии на 2015 год органом регулирования учитывался темп снижения потерь 2014 года к 2013 году 26,6% = 233,625 тыс. Гкал/318,377 тыс. Гкал, или 84,712 тыс. Гкал.
При ежегодном снижении потерь на 84,712 тыс. Гкал, потери на 2015 год составят 148,913 тыс. Гкал.
При этом при определении ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии Госслужбой по тарифам учтено невыполнение обществом мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой и планами ремонтных работ.
Учитывая изложенное, орган регулирования с учетом пункта 90 Основ ценообразования определил потери на 2015 год в размере 162,0 тыс. Гкал (против расчетных 148,913 тыс. Гкал без учета мероприятий инвестиционной программы) с темпом снижения 30,66% к фактическому объему потерь 2014 г.: 162,0 тыс. Гкал = 233,625 х (1-30,66/100).
Таким образом, органом регулирования выполнено требование пункта 4 решения ФАС России от 21 июля 2017 г. об определении ежегодного темпа снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь.
Выполняя требование пункта 5 решения ФАС Росси от 21 июля 2017 г., Госслужба по тарифам с учетом установленных выше темпов снижения объема учитываемых потерь тепловой энергии произвела перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при установлении цен (тарифов) на 2017 год.
Так согласно экспертному заключению от 3 августа 2017 г. расходы на покупку потерь тепловой энергии на 2015 год установлены органом регулирования в размере 125 732,72, тыс. руб., в том числе с учетом пересмотра тарифов согласно решению ФАС России от 21 июля 2017 г. На 2017 год названные расходы, также с учетом решения ФАС России, установлены органом регулирования в размере 170 462,49 тыс. руб.
Тот факт, что показатели объема потерь тепловой энергии, установленные ранее органом регулирования, и показатели объема потерь тепловой энергии, пересмотренные Госслужбой по тарифам с учетом решения ФАС России от 21 июля 2017 г., остались в неизменном виде, не свидетельствует о невыполнении органом регулирования пункта 5 решения ФАС России о перерасчете экономически обоснованных затрат с учетом установленных темпов снижения потерь в размере 10,6%.
Таким образом, поскольку органом регулирования применены соответствующие темпы снижения потерь, то не имелось оснований для пересмотра расходов на покупку потерь тепловой энергии, поскольку их размер экономически обоснован.
Также выполняя требования пункта 5 решения ФАС России от 21 июля 2017 г., органом регулирования произведен анализ расходов по статье "Расходы на покупку потерь теплоносителя" (объем потерь теплоносителя, сумма покупки потерь).
Для определения расходов на 2017 год, предыдущим отчетным периодом является 2015 год, а на 2015 отчетный период - 2013 год.
Поскольку в орган регулирования обществом не представлены данные (с экономическим обоснованием) по фактическим потерям теплоносителя за 2011-2013 годы, то при расчете тарифов применялись нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя от источника ПАО "Т Плюс", утвержденные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2016 год в размере 211,1824 тыс. куб. м. (приказ от 20 октября 2015 г. N 031-03/608), на 2017 год - 212,083 тыс. куб. м (приказ от 3 октября 2016 г. N 03/1-03/796).
При расчете тарифов органом регулирования учтено, что в инвестиционной программе общества по развитию тепловых сетей в г. Чебоксары на 2015-2019 годы, утвержденной приказом Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 8 октября 2014 г. N 03/1-03/430 отсутствуют показатели технологических потерь теплоносителя при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2015-2019 годы.
Согласно экспертному заключению от 3 августа 2017 г. при определении темпа снижения потерь теплоносителя на 2017 год учитывался темп снижения потерь 2015 года к 2014 году, который составил 31,68% = 826,17 тыс. куб. м/1 209,31 тыс. куб. м. (ежегодное снижение потерь на 383,4 тыс. куб.м). Темп снижения потерь 2017 года к 2016 году составил 52,12%.
В связи с тем, что объем потерь теплоносителя с учетом определенных Госслужбой по тарифам темпов снижения потерь установлен в том же объеме, что и ранее, то и расходы на покупку потерь теплоносителя остались на том же уровне. Данное обстоятельство не свидетельствует о невыполнении органом регулирования пункта 5 решения ФАС России о перерасчете экономически обоснованных затрат с учетом установленных темпов снижения потерь.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано признал несостоятельными доводы общества о неисполнении Госслужбой по тарифам решения ФАС России от 21 июля 2017 г. Кроме того, письмом от 21 марта 2018 г. N СПУ18771/18 ФАС России подтверждено исполнение органом регулирования вышеуказанного решения.
Проверяя доводы ООО "Коммунальные технологии" об отсутствии перерасчета затрат в части расходов по статье "Корректировка с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2015 год", исходя из фактических расходов общества, суд установил следующее.
Пунктом 56 Методических указаний N 760-э предусмотрен расчет корректировки, согласно которому расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году определяются исходя из фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных по формуле (30).
Приказом ФСТ России от 14 апреля 2015 г. N 90-э/11 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Коммунальные технологии" и Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (N ФСТ-2578-31 от 3 февраля 2015 г.)" объем потерь тепловой энергии, установленный Госслужбой по тарифам на 2015 год в размере 162,0 тыс. Гкал, признан правомерным. Разногласия по объему потерь теплоносителя, при формировании тарифа на 2015 год обществом не заявлялись. Указанный приказ ФСТ России обществом не оспаривался, следовательно, подлежит применению.
Согласно экспертному заключению от 3 августа 2017 г. с учетом установленного на 2015 год объема потерь тепловой энергии в размере 162,0 тыс. Гкал расходы на покупку потерь тепловой энергии Госслужбой по тарифам определены в размере 125 732,72 тыс. руб. В порядке исполнения решения ФАС России от 21 июля 2017 г. органом регулирования пересмотрены данные показатели и установлены на том же уровне.
С учетом установленного на 2015 год объема потерь теплоносителя в размере 211,18 тыс. куб. м расходы на покупку потерь теплоносителя Госслужбой по тарифам определены в размере 5 030,52 тыс. руб. без учета формулы (30), содержащуюся в пункте 56 Методических указаний N 760-э. В порядке исполнения; решения ФАС России от 21 июля 2017 года данные показатели также пересмотрены и установлены на том же уровне.
В ходе рассмотрения дела Госслужба по тарифам представила расчеты с использованием формулы (30), из которых следует, что размер расходов на компенсацию (приобретение) потерь тепловой энергии в 2015 году составляет 111 724,66 тыс. руб., а размер расходов на компенсацию потерь теплоносителя в 2015 году составляет 9 941,52 тыс. руб.
Проанализировав результаты расчетов и данные экспертного заключения от 3 августа 2017 г., суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что экономические интересы общества не нарушены, поскольку в общей сумме расходы на компенсацию потерь тепловой энергии и теплоносителя заложены в большем размере чем предусмотрено формулой (30).
Учитывая изложенное, постановление Госслужбы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т (в редакции постановления Госслужбы по тарифам от 29 августа 2017 г. N 42-12/т) в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 6 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без рассмотрения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2018 г. N 31-АПГ18-8
Текст определения официально опубликован не был