Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 сентября 2018 г. N 03-04-05/68622
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц пенсии, выплачиваемой в соответствии с законодательством иностранного государства, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 7 пункта 3 статьи 208 Кодекса предусмотрено, что пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
В случае, если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с указанных доходов производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Согласно пункту 2 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения указанной нормы не распространяются на случаи выплат негосударственных пенсий.
Статья 7 Кодекса устанавливает приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 18 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 (далее - Конвенция) пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые резиденту одного Договаривающегося государства в связи с профессиональной деятельностью в прошлом, могут облагаться налогом только в этом Государстве.
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Конвенции пенсии, выплачиваемые в соответствии с законодательством о социальном обеспечении Договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом Государстве.
Таким образом, доходы в виде пенсии, получаемые резидентом Российской Федерации в связи с его профессиональной деятельностью в прошлом, подлежат налогообложению только в Российской Федерации, при условии, что такие пенсии не выплачиваются в соответствии с законодательством о социальном обеспечении Французской Республики.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.