Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 сентября 2018 г. N 03-07-14/67466
Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении случаев исполнения денежного обязательства на счет третьего лица.
Я представляю организацию-покупателя. У меня на руках есть договор купли-продажи зерновых культур (товар), по которому предусмотрена оплата стоимости товара двумя платежами: 98,5% на счет продавца и 1,5% на счет третьего лица (агент продавца). Правомерно ли это? Какие негативные налоговые последствия это может повлечь для меня как покупателя?
Правильно ли я понимаю, что:
Гражданское законодательство допускает возможность оплаты обязательств по сделке третьему лицу (ст. 313 ГК РФ).
Для этого у плательщика должно быть письменное распоряжение контрагента перевести денежные средства третьему лицу. Такое распоряжение контрагента может быть выражено в самом договоре, заключенном сторонами.
Оплата третьему лицу, если такое исполнение возложено на должника кредитором, - это обязанность, а не право должника (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Указанные условия договора купли-продажи однозначно обязывают покупателя исполнить требование контрагента.
Бухгалтерский учет и налоги.
Перечислив деньги, покупатель спишет задолженность перед поставщиком стандартной проводкой:
Дебет 60 Кредит 51 - оплачен товар.
Входящий НДС по купленному товару покупатель примет к вычету. Тот факт, что деньги перечислены третьему лицу, не важен (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Налог на прибыль. Если компания использует метод начисления, то оплата товара значения не имеет (п. 1 ст. 272 НК РФ). Для организаций, применяющих кассовый метод, значение будет иметь момент, когда деньги перечислены третьей организации. На эту дату расходы считаются оплаченными.
Документы. Чтобы обезопасить себя, мне достаточно будет получить следующие документы от продавца:
1. Документ, удостоверяющий обязательства продавца перед агентом, в счет исполнения которых производится платеж. Это может быть копия агентского договора, отчет агента о проделанной работе, другие документы.
2. Документ, удостоверяющий наличие обязательств между продавцом и покупателем, в счет исполнения которых производится платеж. Это может быть копия договора купли-продажи товара, товарная накладная, другие документы.
3. Письменное поручение продавца покупателю, содержащее сведения:
- о кредиторе продавца (третьем лице - агенте);
- о задолженности продавца перед третьим лицом (агентом) и основании её возникновения;
- об обязательстве покупателя перед продавцом.
4. Письменное уведомление продавцом агента о проведении платежа третьим лицом (покупателем). В нем необходимо указать реквизиты покупателя, а также сведения обязательствах продавца перед агентом, которые прекращает платеж покупателя.
Правомерно ли для меня будет заплатить 1.5% стоимости товара на счет третьего лица (агента от продавца)? Какие негативные налоговые последствия это может повлечь для меня как покупателя? Возникнут ли проблемы с возмещением НДС?
Ответ: В связи с письмом о принятии к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом товаров, в случае, если оплата этих товаров осуществляется как в адрес продавца, так и в адрес третьего лица, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что на основании пункта 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации вычеты налога на добавленную стоимость производятся налогоплательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавца товаров, после принятия на учет указанных товаров, независимо от факта их оплаты.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если оплата товаров осуществляется как в адрес продавца, так и в адрес третьего лица, то вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, полученных от продавца, после принятия товаров на учет независимо от факта их оплаты.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 сентября 2018 г. N 03-07-14/67466
Текст письма официально опубликован не был