Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 сентября 2018 г. N 03-07-07/66339
Вопрос: АО, зарегистрированное в соответствии с законодательством Чешской Республики (далее - "Общество") и имеющее представительство в г. Москве, осуществляет деятельность по международным перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам и специальным чартерным рейсам. В связи с приобретением услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ (далее - "Кодекс"), просим разъяснить применение пп. 22 п. 2 ст. 149 Кодекса.
В соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 Кодекса, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.10.2017 N 305-ФЗ и вступивших в силу 01.01.2018, предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализации на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2018 N 588 "Об утверждении перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость", вступившим в силу 01.07.2018.
В период до утверждения указанного перечня Минфин России неоднократно рекомендовал в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций, предусмотренных пп. 22 п. 2 ст. 149 Кодекса, руководствоваться перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, установленных приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (Письма Минфина России от 23.01.2018 N 03-07-24/3522, от 02.04.2018 N СД-4-3/6119@ и от 30.05.2018 N 03-07-07/36770).
Однако указанный перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России N 241, регулируют взимание аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и не распространяются на авиакомпании, зарегистрированные на территории иностранных государств.
Соответственно, иностранные авиакомпании лишены возможности руководствоваться указанными письменными разъяснениями Минфина России при приобретении услуг по обслуживанию воздушных судов в аэропортах Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении иностранных авиакомпаний аналогичный перечень утвержден Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса, налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В соответствии с указанным принципом, одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков - иностранных и российских авиакомпаний, осуществляющих авиаперевозки и приобретающих услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, должны влечь одинаковое налоговое бремя.
Однако учитывая неясность положений законодательства о налогах и сборах, касающуюся порядка применения положений пп. 22 п. 2 ст. 149 Кодекса в отношении услуг, оказанных непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, иностранным авиакомпаниям в период до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.05.2018 N 588, просим дать разъяснения по следующему вопросу:
- Освобождается ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказанных непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов, поименованных в перечне, утвержденном приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в аэропортах Российской Федерации", в период с 01.01.2018 по 30.06.2018?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения в период с 1 января по 1 июля 2018 года освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении операций по реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, реализация которых не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N 588, которое вступило в силу с 1 июля 2018 года.
Принимая во внимание письмо Минфина России от 23 января 2018 г. N 03-07-24/3522, упоминаемое в обращении, применение в период с 1 января по 1 июля 2018 года освобождения от обложения НДС в отношении операций по реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов, за которые взимаются аэронавигационные и аэропортовые сборы, установленные приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 15 мая 2000 г. N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в аэропортах Российской Федерации", действующему законодательству по НДС не противоречит.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.