Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 сентября 2018 г. N 03-04-06/62847
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке перерасчета налога на доходы физических лиц после реорганизации в форме преобразования и возврата налога, излишне удержанного из дохода налогоплательщика, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, в срок до 1 января 2019 года подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды или ликвидации.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
На основании пункта 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Таким образом, подтверждается позиция Департамента, изложенная в письме от 23.05.2018 N 03-04-06/34866, о том, что созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация является новым самостоятельным юридическим лицом, признаваемым в соответствии с положениями статей 24 и 226 Кодекса налоговым агентом в отношении производимых ею выплат.
Вместе с тем отмечается, что в указанном письме Департамента не затрагивался вопрос о исполнении организацией в качестве правопреемника реорганизуемой организации обязанностей налогового агента такой реорганизуемой организации.
Согласно пункту 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Учитывая изложенное, полагаем, что вновь возникшей организацией в качестве правопреемника реорганизуемой организации, производится перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных реорганизуемой организацией, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса на основании заявления налогоплательщика осуществляется возврат излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц реорганизуемой организации.
Таким образом, оснований для подтверждения содержащегося в вашем обращении вывода об отсутствии у правопреемника права производить перерасчет налога на доходы физических лиц на основании заявления налогоплательщика за периоды до реорганизации в форме преобразования, а также возвращать излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы налога, образовавшиеся до реорганизации реорганизуемой организации, не имеется.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.