Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
(с изменениями от 29 ноября 2011 г.)
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 ноября 2011 г. N 11303 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов
города Новосибирска" на 2010 - 2012 годы
(утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 ноября 2009 г. N 470)
2. Общие положения
Объектом регулирования ведомственной целевой программы "Развитие трудовых ресурсов города Новосибирска" на 2010 - 2012 годы (далее по тексту - Программа) являются трудовые ресурсы города.
Предметом регулирования Программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития трудовых ресурсов города.
Сфера действия Программы - формирование трудовых ресурсов города и организация работы по социально-трудовой адаптации подростков и молодежи на рынке труда.
Нормативная правовая база Программы:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".
3. Характеристика сферы действия Программы
В 2008 году ситуация в экономике города, в том числе и на рынке труда, характеризовалась устойчивым ростом основных макроэкономических показателей. В целом в 2008 году к уровню 2007 года:
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по чистым видам деятельности составил 27 %;
среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях увеличилась на 1,3 %;
численность работающих иностранных граждан увеличилась на 12423 человека и составила 34948 человек или 4,7 % от числа занятых в экономике, чему способствовало ужесточение штрафных санкций к работодателям, нелегально использующим иностранных работников, а также упрощение процедуры выдачи разрешения на работу;
среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 30 %.
В IV квартале 2008 года обозначилось снижение темпов роста основных экономических показателей, в том числе ухудшение ситуации с занятостью населения.
Зафиксирован резкий рост численности безработных граждан с 5003 человек на 01.10.2008 до 12861 человека на 01.09.2009 и снижение заявленной работодателями потребности в работниках с 33579 вакансий на начало 2008 года до 12262 вакансий на 01.09.2009. С января по сентябрь 2009 года о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников заявили 556 предприятий (на 5724 человека). Численность официально занятых в экономике города сократилась более чем на 40 тыс. человек. Возросла конкуренция на рынке труда. Если в декабре 2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) составлял 0,5, в августе 2009 года - 1,05.
На формирование трудовых ресурсов города и ситуацию на рынке труда оказывают влияние:
Демографические процессы.
Сокращается численность и удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста. В настоящее время 64,8 % населения находится в трудоспособном возрасте, 13,4 % - моложе и 21,7 % - старше этого возраста. Разрыв между этими категориями населения будет расти. За последние три года численность пенсионеров по старости увеличилась с 302 тыс. человек до 314 тыс. человек, а работающих пенсионеров по старости - с 100,9 тыс. человек до 113,2 тыс. человек. В последующие годы такая тенденция сохранится. Прогнозируемое сокращение численности подростков, вступающих в трудоспособный возраст, приведет:
к существенному уменьшению численности обучающихся в учреждениях профессионального образования;
к увеличению нагрузки на работающее население по "содержанию" пенсионеров.
Общим итогом действия негативных факторов на рынке труда может явиться уменьшение численности занятых в экономике с 732 тыс. человек в 2008 году до 717,9 тыс. человек к 2011 году.
Структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Более 60 % вакантных рабочих мест представлено рабочими профессиям, однако более 50 % безработных претендуют на рабочие места для служащих (таблица 3.1)
Таблица 3.1
Анализ вакантных рабочих мест по городу Новосибирску
Показатель |
На 01.10.2008 |
На 01.10.2009 |
||||
всего |
рабочие профессии |
служащие |
всего |
рабочие профессии |
служащие |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вакансии |
32277 |
24834 (77 %) |
7443 (23 %) |
12292 |
7535 (61,3 %) |
4757 (38,7 %) |
Безработные |
5003 |
2396 (47,9 %) |
2607 (52,1 %) |
12320 |
5137 (41,7 %) |
7183 (58,3 %) |
В структуре вакансий значительная доля рабочих мест предназначена для неквалифицированного труда.
Несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу является одной из причин невостребованности молодых специалистов на рынке труда.
При наличии постоянного спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования с большим трудом осуществляют набор на подготовку по массовым рабочим профессиям.
Сведения о наборе и выпуске учащихся учреждений образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Сведения о наборе и выпуске учащихся учреждений начального профессионального образования
(человек)
Наименование профессии |
Учебный год |
||||||||
2007/2008 год |
2008/2009 год |
2009/2010 год |
|||||||
план набора |
факт |
выпуск |
план набора |
факт |
выпуск |
план набора |
факт |
предполагаемый выпуск |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Токарь |
200 |
120 |
164 |
225 |
182 |
180 |
225 |
127 |
119 |
Фрезеровщик |
100 |
12 |
0 |
100 |
0 |
0 |
100 |
25 |
10 |
Слесарь- |
125 |
80 |
74 |
125 |
74 |
99 |
125 |
116 |
79 |
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) |
625 |
525 |
765 |
575 |
476 |
721 |
600 |
581 |
526 |
Мастер общестроительных работ |
150 |
78 |
183 |
125 |
79 |
185 |
175 |
131 |
73 |
Мастер столярно- плотничных работ |
150 |
69 |
189 |
125 |
95 |
106 |
175 |
118 |
69 |
Электромонтер |
150 |
87 |
138 |
225 |
204 |
102 |
175 |
43 |
87 |
Ежегодно до 30 % одиннадцатиклассников к последнему звонку не определились с выбором профессии. Из 10 наиболее престижных профессий 2 рабочие: повар и водитель. Из выпускников технических вузов только 28 % планирует работать на производстве. Учреждения системы среднего и высшего профессионального образования, ориентируясь на платежеспособный спрос населения, наращивают выпуск дипломированных специалистов общеотраслевых специальностей (экономист, финансист, бухгалтер, менеджер, юрист, психолог и т. д.) и сокращают подготовку по целому ряду профессий материального производства.
Более 60 % безработных специалистов со средним профессиональным образованием имеют специальности экономического и юридического профиля, около половины молодых специалистов трудоустраивается не по специальности, каждый третий безработный - моложе 30 лет.
В настоящее время формируется система заказа на количество и качество отдельных специалистов через Российскую торгово-промышленную палату.
Все вышеперечисленные проблемы обуславливают необходимость организации системной профориентационной работы с молодежью.
Непривлекательность значительной части рабочих мест для экономически активного населения.
Высокая доля рабочих мест с низкой оплатой труда, неудовлетворительными условиями труда, низкой квалификацией выполняемых работ оказывает дестимулирующее влияние на заинтересованность работников в повышении квалификации.
Несмотря на высокие темпы роста заработной платы в Новосибирской области, превышающие общероссийские в 2007 - 2008 годах, сохраняется отставание этого показателя от общероссийского уровня (даже с учетом районного коэффициента), остается существенной дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности и профессиям (в июле 2009 года максимальная и минимальная заработная плата по видам экономической деятельности различалась в четыре раза), сохраняются рабочие места с заработной платой ниже минимального потребительского бюджета, являющегося уровнем воспроизводственного потребления.
Отмечается рост количества рабочих мест с вредными и опасными для здоровья условиями труда. За период с 2004 по 2007 год доля работающих под воздействием вредных факторов (повышенный уровень шума, ультразвука, вибрации, загазованности, излучений и др.) выросла в добывающих, обрабатывающих производствах и на транспорте.
Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики.
По оценкам Правительства Российской Федерации уровень нелегальной занятости в стране достигает 35 %. В городе Новосибирске количество таких работников оценивается экспертами в 130 - 150 тыс. человек. "Теневая занятость", "серые зарплаты" несут за собой серьезные негативные социально-экономические последствия:
массовые нарушения трудовых прав граждан;
сокращение объемов социальных гарантий, предоставляемых государством;
порождение у молодежи правового нигилизма.
Ситуация на рынке труда провоцирует рост проблем в области соблюдения трудовых прав работников. Количество обращений в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области увеличилось до 1348 человек в первом полугодии 2009 года (первое полугодие 2008 года - 735 человек). Основные проблемы - невыплата заработной платы, нарушения законодательства при увольнении. Задолженность по заработной плате выросла с 25,0 млн. рублей на конец 2008 года до 132,1 млн. рублей на 01.11.2009.
Решение обозначенных проблем требует принятия настоящей Программы.
4. Цель и задачи Программы
Цель Программы - формирование и развитие трудовых ресурсов города в условиях перехода экономики на инновационный путь развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
формирование системы мониторинга социально-трудовой сферы;
организация работы по профессиональной ориентации молодежи;
организация работы с детьми и молодежью по освоению инновационных технологий и разработке инновационных проектов в различных сферах деятельности;
развитие социального партнерства;
снижение напряженности на рынке труда.
Целевые индикаторы:
количество подростков, принявших участие во временной занятости;
количество школьников, получивших профориентационные услуги;
количество педагогов, прошедших обучение новым методикам профориентационной работы,
численность молодежи, зарегистрированной в качестве безработных;
количество школьников и молодежи, получивших навыки проектной деятельности;
количество коллективных договоров, прошедших регистрацию;
средняя заработная плата одного работающего;
уровень зарегистрированной безработицы к концу года.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 ноября 2011 г. N 11303 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Перечень программных мероприятий
Примечание: |
используемые сокращения: КТ - комитет по труду мэрии города Новосибирска; ДПИиП - департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска; МЦТ - муниципальное учреждение "Молодежный центр труда"; ГЦПТ - муниципальное автономное учреждение "Городской центр проектного творчества"; ЦЗН - Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр занятости населения города Новосибирска" (по согласованию); Союз работодателей - Новосибирский союз руководителей предприятий и работодателей (по согласованию); МАРП - межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (по согласованию). |
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителями основных мероприятий в соответствии с действующими нормативными актами.
Контроль за исполнением Программы и целевым расходованием бюджетных средств осуществляет заказчик Программы.
Исполнители мероприятий по реализации Программы:
планируют работы по реализации Программы;
проводят мероприятия в рамках Программы;
привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации мероприятий Программы.
Координацию деятельности всех исполнителей Программы осуществляет заказчик Программы.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 ноября 2011 г. N 11303 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Эффективность реализации Программы
Программа носит социально значимый характер. Результат ее реализации окажет положительное влияние на различные стороны жизни города Новосибирска.
Ожидаемые результаты реализации Программы приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Ожидаемые результаты реализации Программы
N п. |
Эффект от реализации Программы |
Критерии оценки |
Прогноз по годам |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Увеличение количества педагогов и психологов в школах города, владеющих современными методиками профориентации |
Количество педагогов и психологов, прошедших обучение |
2010 год - 100 человек; 2011 год - 100 человек |
Количество школьников, получивших профориентационные услуги |
2010 год - 2500 человек; 2011 год - 1650 человек; 2012 год - 1650 человек |
||
2 |
Формирование трудовых навыков у подростков |
Количество подростков, принявших участие во временной занятости |
2010 год - 3470 человек; 2011 год - 2500 человек; 2012 год - 2500 человек |
3 |
Формирование компетенций проектной деятельности |
Количество школьников и молодежи, получивших навыки проектной деятельности |
2010 год - 1000 человек; 2011 год - 990 человек; 2012 год - 1030 человек |
4 |
Развитие системы социального партнерства |
Количество коллективных договоров, прошедших регистрацию |
2010 год - 1300 договоров; 2011 год - 1310 договоров; 2012 год - 1315 договоров |
Средняя заработная плата одного работающего |
2010 год - 20,8 тыс. рублей; 2011 год - 23,3 тыс. рублей; 2012 год - 25,8 тыс. рублей |
||
5 |
Снижение напряженности на рынке труда |
Уровень зарегистрированной безработицы к концу года |
2010 год - 1,06%; 2011 год - 0,85%; 2012 год - 1,0% |
Численность молодежи, зарегистрированной в качестве безработных |
2010 год - 12000 человек; 2011 год - 11100 человек; 2012 год - 10500 человек |
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 29 ноября 2011 г. N 11303 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется в объеме 296813,1 тыс. рублей, том числе:
за счет средств бюджета города - 23776,2 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 3961,0 тыс. рублей;
2011 год - 3961,0 тыс. рублей;
2012 год - 15854,2 тыс. рублей;
за счет привлеченных средств - 273036,9 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 90012,3 тыс. рублей;
2011 год - 90977,3 тыс. рублей;
2012 год - 92047,3 тыс. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра г. Новосибирска от 27 ноября 2009 г. N 470 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.