Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЙ
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2011-2017 гг. (% к ВВП)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы всего |
34,60 |
34,38 |
33,42 |
33,80 |
32,29 |
32,71 |
33,73 |
Налоговые доходы и платежи |
32,03 |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,86 |
28,46 |
30,29 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
3,77 |
3,46 |
2,83 |
3,00 |
3,12 |
3,22 |
3,57 |
Налог на доходы физических лиц |
3,31 |
3,32 |
3,42 |
3,41 |
3,37 |
3,50 |
3,53 |
Налог на добавленную стоимость |
5,39 |
5,20 |
4,84 |
4,98 |
5,08 |
5,31 |
5,58 |
Акцизы |
1,08 |
1,23 |
1,39 |
1,35 |
1,28 |
1,57 |
1,74 |
Таможенные пошлины |
7,66 |
7,48 |
6,79 |
6,98 |
4,03 |
3,06 |
2,79 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3,39 |
3,61 |
3,52 |
3,67 |
3,87 |
3,40 |
4,49 |
Единый социальный налог и страховые взносы |
5,85 |
5,99 |
6,35 |
6,26 |
6,39 |
6,63 |
6,70 |
Прочие налоги и сборы* |
1,58 |
1,59 |
1,66 |
1,64 |
1,73 |
1,77 |
1,88 |
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 31.03.2017), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые, как процентная доля ВВП, снизились по сравнению с 2011 годом, и на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31% - 30% ВВП).
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2011-2017 гг. (% к ВВП)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Налоговые доходы и платежи |
32,03 |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,86 |
28,46 |
30,29 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
9,98 |
10,18 |
9,65 |
10,01 |
7,39 |
6,11 |
6,85 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть |
3,06 |
3,13 |
2,99 |
3,11 |
3,24 |
2,72 |
3,64 |
НДПИ на газ |
0,24 |
0,39 |
0,44 |
0,47 |
0,51 |
0,57 |
0,73 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,47 |
0,54 |
0,57 |
0,49 |
0,36 |
0,49 |
0,36 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
3,87 |
3,65 |
3,19 |
3,31 |
1,72 |
1,20 |
1,06 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,64 |
0,64 |
0,66 |
0,62 |
0,66 |
0,62 |
0,63 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,55 |
1,66 |
1,65 |
1,88 |
0,90 |
0,52 |
0,43 |
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) |
0,15 |
0,17 |
0,14 |
0,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
22,05 |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,47 |
22,35 |
23,44 |
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 31.03.2017), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Средний уровень прочих сборов и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП. В 2017 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,79% к ВВП. Фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 31,08% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2011 - 2017 гг. (% к ВВП)
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы всего |
34,60 |
34,38 |
33,42 |
33,80 |
32,29 |
32,71 |
33,73 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Фискальная нагрузка |
32,80 |
32,50 |
31,61 |
32,03 |
29,82 |
29,20 |
31,08 |
Налоговые доходы и платежи |
32,03 |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,86 |
28,46 |
30,29 |
Нефтегазовые доходы |
9,98 |
10,18 |
9,65 |
10,01 |
7,39 |
6,11 |
6,85 |
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым |
22,05 |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,47 |
22,35 |
23,44 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,76 |
0,63 |
0,81 |
0,74 |
0,95 |
0,74 |
0,79 |
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 03.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Страна |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Австралия |
26,26 |
27,12 |
27,33 |
27,60 |
28,22 |
н.д |
Австрия |
41,02 |
41,97 |
42,82 |
43,05 |
43,67 |
42,68 |
Бельгия |
42,96 |
44,18 |
45,16 |
44,99 |
44,81 |
44,18 |
Великобритания |
33,58 |
32,76 |
32,57 |
32,18 |
32,53 |
33,21 |
Венгрия |
36,55 |
38,53 |
38,07 |
38,16 |
39,01 |
39,41 |
Германия |
35,70 |
36,39 |
36,76 |
36,78 |
37,07 |
37,56 |
Голландия |
35,86 |
36,02 |
36,54 |
37,52 |
37,36 |
38,85 |
Греция |
33,54 |
35,50 |
35,46 |
35,88 |
36,40 |
38,56 |
Дания |
45,38 |
45,51 |
45,89 |
48,58 |
45,90 |
45,94 |
Израиль |
30,84 |
29,99 |
30,72 |
31,12 |
31,28 |
31,25 |
Ирландия |
27,38 |
27,49 |
28,17 |
28,51 |
23,12 |
23,03 |
Исландия |
34,40 |
35,22 |
35,75 |
38,60 |
36,67 |
36,37 |
Испания |
31,31 |
32,24 |
33,13 |
33,74 |
33,81 |
33,48 |
Италия |
41,88 |
43,90 |
44,05 |
43,46 |
43,29 |
42,87 |
Канада |
30,24 |
30,99 |
30,86 |
31,17 |
32,02 |
31,68 |
Латвия |
27,77 |
28,39 |
28,50 |
28,81 |
29,01 |
30,25 |
Люксембург |
37,87 |
38,39 |
38,23 |
37,42 |
36,83 |
37,07 |
Мексика |
19,48 |
13,12 |
13,75 |
14,25 |
16,23 |
17,22 |
Новая Зеландия |
30,89 |
32,06 |
31,13 |
32,37 |
33,05 |
32,08 |
Норвегия |
42,05 |
41,51 |
39,93 |
38,87 |
38,31 |
37,98 |
Польша |
32,00 |
32,08 |
31,94 |
31,98 |
32,44 |
33,56 |
Португалия |
32,50 |
31,78 |
34,07 |
34,26 |
34,56 |
34,38 |
Словакия |
28,73 |
28,34 |
30,24 |
31,18 |
32,31 |
32,74 |
Словения |
36,50 |
36,87 |
36,75 |
36,46 |
36,57 |
36,98 |
США |
23,56 |
24,07 |
25,65 |
25,93 |
26,23 |
26,02 |
Турция |
27,83 |
24,95 |
25,35 |
24,58 |
25,10 |
25,47 |
Финляндия |
42,03 |
42,68 |
43,62 |
43,81 |
43,93 |
44,13 |
Франция |
42,86 |
44,32 |
45,23 |
45,34 |
45,22 |
45,27 |
Чехия |
33,35 |
33,68 |
34,08 |
33,10 |
33,35 |
34,03 |
Чили |
21,24 |
21,33 |
19,86 |
19,58 |
20,51 |
20,39 |
Швейцария |
27,02 |
26,79 |
26,89 |
26,97 |
27,68 |
27,83 |
Швеция |
42,51 |
42,56 |
42,91 |
42,58 |
43,28 |
44,12 |
Эстония |
31,91 |
31,67 |
31,70 |
32,76 |
33,87 |
34,74 |
Южная Корея |
24,16 |
24,78 |
24,30 |
24,59 |
25,16 |
26,31 |
Япония |
28,61 |
28,22 |
28,85 |
30,30 |
30,74 |
н.д |
Средняя по ОЭСР |
33,14 |
33,30 |
33,61 |
33,90 |
33,99 |
34,53 |
Россия |
32,03 |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,86 |
28,46 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
22,05 |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,47 |
22,35 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2016
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)
Страна |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Россия |
34,60 |
34,38 |
33,42 |
33,80 |
31,77 |
32,80 |
33,28 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
29,82 |
30,31 |
30,31 |
30,04 |
28,75 |
28,77 |
29,83 |
Армения |
22,09 |
20,92 |
22,20 |
22,05 |
21,49 |
21,36 |
21,20 |
Беларусь |
37,49 |
39,25 |
39,83 |
38,93 |
41,28 |
42,45 |
41,71 |
Казахстан |
27,05 |
26,34 |
24,75 |
23,74 |
16,61 |
16,56 |
18,60 |
Киргизия |
32,66 |
34,72 |
34,45 |
35,45 |
35,62 |
34,69 |
37,79 |
Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2017 год - 33,28%) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2017 год - 30,29%), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, по-разному учитываются таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.