Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 5-АПГ18-89
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 8 июня 2018 года, которым удовлетворен административный иск акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Торий" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также объяснение представителя правительства Москвы Снегиревой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Торий" Липочкина А.В. и Хромова С.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП из данного перечня исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП из указанного перечня исключены слова "в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и этот же перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП названный перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Под пунктами 16863, 16864, 16867, 16868, 16869, 16871 и 16872 в названный перечень включены следующие здания, принадлежащие на праве собственности акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Торий":
под пунктом 16863 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1035, общей площадью 5,1 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52;
под пунктом 16864 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1039, общей площадью 216,4 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52;
под пунктом 16867 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1051, общей площадью 5231,4 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52, строение 66;
под пунктом 16868 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1052, общей площадью 782,2 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52, строение 7;
под пунктом 16869 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1053, общей площадью 2685,6 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52, строение 6;
под пунктом 16871 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1272, общей площадью 79932 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52, строение 2;
под пунктом 16872 - здание с кадастровым номером 77:06:0008002:1292, общей площадью 144,8 кв. м, находящееся по адресу: город Москва, Обручева улица, дом 52.
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Торий" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь на противоречие указанных норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 8 июня 2018 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что принадлежащие административному истцу здания включены в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором данные здания расположены. Указанные здания расположены на земельном участке, виды разрешенного использования которого были сформулированы следующим образом - "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9); объекты размещения научных организаций (1.2.7); объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7)".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как видно из материалов административного дела, распоряжением департамента городского имущества города Москвы от 25 августа 2017 года N 27338 виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие административному истцу здания, включенные в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, были изменены и сформулированы следующим образом - "производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обеспечение научной деятельности (3.9) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))". То есть указанный земельный участок на момент принятия оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества имел иные виды разрешенного использования.
В этой связи, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащие административному истцу здания не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость, поскольку ни один из измененных видов разрешенного использования земельного участка, на котором данные здания расположены, на момент включения этих зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества не предусматривал размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Административный ответчик доказательств, подтверждающих фактическое использование какого-либо из принадлежащих административному истцу зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения, не представил.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводом суда первой инстанции согласилась.
Доводы административного ответчика о том, что на момент принятия оспариваемого перечня земельный участок по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имел вид разрешенного использования, на основании которого возможно было включить здания в данный перечень, является несостоятельным, поскольку отсутствие в указанном реестре сведений об измененных видах разрешенного использования несмотря на принятие департаментом названного выше распоряжения не может служить доказательством нахождения зданий на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого является основанием для включения зданий в оспариваемый перечень.
Как следует из названного выше распоряжения, виды разрешенного использования земельного участка были изменены департаментом городского имущества города Москвы с 25 августа 2017 года, то есть до принятия оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества, о чем административному ответчику должно было быть известно. Данное обстоятельство не позволяло правительству Москвы включить принадлежащие административному истцу здания в указанный перечень, а отсутствие инициативы правительства Москвы, направленной на изменение содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений, не может быть вменено в вину собственника объектов недвижимости.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что принадлежащие административному истцу здания для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения не предназначены и фактически в этих целях не используются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеназванные здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества включены быть не могли.
Обжалуемое решение Московского городского суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе правительства Москвы, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 8 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Суды - |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 5-АПГ18-89
Текст определения официально опубликован не был