Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 49-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Назаровой А.М.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арсланова Фазита Абдулбариевича о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 от 30 июля 2018 года N 10 "Об отказе в регистрации Арсланова Фазита Абдулбариевича кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17", возложении обязанности зарегистрировать кандидата в депутаты, по апелляционной жалобе Арсланова Ф.А., поданной его представителем Карелиным В.В., на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Арсланова Ф.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Арсланова Ф.А. - Карелина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 Ахметова М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/1-6 на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва.
На основании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 8 июня 2018 года N 41/5-6 территориальная избирательная комиссия городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан выполняет полномочия окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва.
Решением от 30 июля 2018 года N 10 окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 Арсланову Ф.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17 в связи с выявлением более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Арсланов Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение от 30 июля 2018 года N 10 окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято с нарушением требований федерального и регионального законодательства.
По мнению административного истца, избирательной комиссией нарушена процедура принятия решения, так как на голосование вопрос об отказе в регистрации его кандидатом не ставился, выявленные комиссией подписи избирателей необоснованно отражены в решении как недостоверные, решение принято в его отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания комиссии, проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением закона. Истец также не согласен с выводом избирательной комиссии о признании части подписей избирателей недействительными по основаниям: не заверения подписных листов кандидатом, сбора подписей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несоответствия действительности сведений об избирателе, внесения подписи избирателя позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Арсланова Ф.А. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Арсланов Ф.А. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судом дана неправильная оценка имеющимся в деле доказательствам, не привлечена к участию в деле сборщик подписей Смирнова И.А., которая ранее являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, и принятым решением мог быть разрешен вопрос о ее правах и обязанностях.
На апелляционную жалобу Арсланова Ф.А. поступили возражения от окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 и прокуратуры Республики Башкортостан.
Арсланов Ф.А., Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
В соответствии с подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 4.1 части 6 статьи 51 Кодекса Республики Башкортостан о выборах выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определен перечень оснований для признания подписей недействительными. Аналогичные положения содержаться в пунктах 2, 3, 8, 10, 13 части 9 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
Судом первой инстанции установлено, что согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года N 42/5-6 для регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу N 17 необходимо представить не менее 1 539, но не более 1 692 подписей избирателей (приложение N 3).
Количество подписей избирателей, подлежащих выборочной проверке, для Юбилейного избирательного округа N 17 определено 780 подписей (приложение N 4).
Административным истцом 21 июля 2018 года в окружную избирательную комиссию были представлены документы, необходимые для регистрации его кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, в количестве 1 665 подписей.
Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых в окружную избирательную комиссию кандидатами в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва посредством случайной выборки (жребия) отобрано 780 подписей избирателей.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, рабочей группой установлено 12,05% недействительных подписей от установленного количества подписей, подлежащих проверке.
Поскольку количество недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составило более 5 процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 12.1 статьи 49 Кодекса Республики Башкортостан о выборах 24 июля 2018 года рабочей группой были отобраны еще 15% подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, то есть 231 подпись избирателя.
По результатам первоначальной и дополнительной проверок подписных листов рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых в окружную избирательную комиссию кандидатами в депутаты, с участием эксперта-почерковеда Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан было установлено 108 недействительных подписей, что составило 10,7% от общего числа подписей избирателей, подлежащих проверке.
Рассмотрев возражения Арсланова Ф.А., рабочая группа исключила из числа подписей избирателей, признанных недействительными, 3 подписи.
Количество недействительных подписей, признанных рабочей группой, с учетом возражений кандидата составило 105 (10,38%) от общего числа подписей избирателей, подлежащих проверке. Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе Арсланову Ф.А. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17, которое признано законным постановлением Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан от 11 августа 2018 года.
В ходе рассмотрения административного дела окружная избирательная комиссия согласилась с доводами административного искового заявления по двум подписям избирателей Ахметшиной Е.Ф. (папка 2 лист 4, подпись 4) и Габдрахманова Д.А. (папка 4, лист 70, подпись 3), в связи с неправильным указанием их данных в запросе, направленном в органы МВД.
Изучив подлинники подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Арсланова Ф.А. в части подписей избирателей, по которым административный истец приводил свои доводы, а также ведомости, протоколы проверок подписных листов, сведения из органов МВД, с учетом двух подписей, по которым административный ответчик согласился с доводами административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности отнесения комиссией 103 (10,18%) подписей избирателей к недействительным, указав, что процент недействительных подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, также остается более 10%, что исключает в силу закона возможность регистрации Арсланова Ф.А. в качестве кандидата в депутаты.
Довод представителя административного истца о том, что закон не требует заверения каждого листа по отдельности, и способ, которым кандидат заверил папку целиком в прошитом виде, проставив подпись в месте прошивки, как верно указал суд, основан на неправильном применении пункта 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ.
С доводом административного истца о том, что 9 подписей, собранных сборщиком Смирновой И.А., являвшейся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, необоснованно признаны избирательной комиссией недействительными, поскольку до начала сбора подписей статус члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса у нее был приостановлен, суд правомерно не согласился.
При этом судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнова И.А. осуществляла сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Арсланова Ф.А. в период с 16 по 17 июля 2018 года, а с заявлением о приостановлении ее полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обратилась лишь 30 июля 2018 года, решение о приостановлении ее полномочий территориальной избирательной комиссией не принималось, бездействие территориальной избирательной комиссии в установленном порядке не обжаловано.
Следовательно, окружная избирательная комиссия правомерно, руководствуясь требованиями пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 5 статьи 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах признала недействительными подписи избирателей, собранные Смирновой И.А.
Поскольку права Смирновой И.А. при рассмотрении данного избирательного дела не затрагивались, то у суда не было оснований для привлечения ее в качестве заинтересованного лица по данному делу, в связи с чем довод апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать обоснованным.
Довод представителя административного истца о том, что недостатки в подписных листах являются следствием особенностей написания букв, цифр и условий сбора, которые могут быть устранены путем допроса свидетелей, правильно отклонен судом первой инстанции. Законом на избирательную комиссию и суд не возлагается обязанность по восполнению и устранению нарушений, допущенных сборщиком подписей или кандидатом, собирающим подписи избирателей в свою поддержку, также как и проведение опроса лиц на предмет действительности их подписей.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что в ходе исследования подписных листов, персональные данные с выявленными недостатками исполнены четко и однозначно, хорошо читаемы, несоответствия персональных данных не вызваны особенностями почерка избирателей или лиц, осуществлявших сбор подписей, ведомости проверки подписных листов, в которых указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки и основания для признания подписи недействительной, свидетельствуют об участии в исследовании подписных листов, как того требует закон, входящего в состав рабочей группы специалиста, эксперта-почерковеда Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Башкортостан.
Нарушений процедуры принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты судом не установлено.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Довод административного истца о его не извещении о дате проведения проверки подписных листов и дате заседания комиссии, где решался вопрос об отказе в регистрации его кандидатом, правомерно признан судом несостоятельным.
Судом установлено и в материалах административного дела имеются: Подтверждение от 21 июля 2018 года N 2П о приеме от кандидата Арсланова Ф.А. документов, в котором он при сдаче документов извещался о проведении проверки подписных листов, а также извещения от 24 июля 2018 года - о проведении дополнительной проверки, кроме того, имеется текст письма, информирующий о заседании окружной избирательной комиссии 30 июля 2018 года в 19 часов 30 минут. При этом судом установлено, что извещение и письмо направлены административному истцу по адресу электронной почты, указанному им самим. Кроме того, на заседании комиссии присутствовали доверенное лицо кандидата Хайруллин И.Ю., уполномоченный представитель Гарифуллина В.Ф. и представитель по доверенности Карелин В.В.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения от 30 июля 2018 года N 10 окружной избирательной комиссии Юбилейного избирательного округа N 17 "Об отказе в регистрации Арсланова Фазита Абдулбариевича кандидатом в депутаты Государственного Собрания- Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Юбилейному избирательному округу N 17".
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арсланова Фазита Абдулбариевича, поданную его представителем Карелиным В.В., - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Назарова А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2018 г. N 49-АПГ18-20
Текст определения официально опубликован не был