Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 18-КГ18-122
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Нестерова В.С. и Шандер И.С. на решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 2 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 года по административному делу по их административному иску об оспаривании решения администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Нестерова В.С. - Лайкевич Л.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Нестеров В.С. и Шандер И.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения от 3 февраля 2017 года N 01/2-01-72/16 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование своих требований заявители указали, что 10 января 2017 года они обратились в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: ... город ... К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала .... Решением, изложенным в письме администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края от 3 февраля 2017 года N 01/2-01-72/16, в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории им было отказано по тому основанию, что формируемый земельный участок расположен в первой и второй зонах округа горно-санитарной охраны курорта. Заявители считают данное решение незаконным.
Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 2 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Нестеров В.С. и Шандер И.С. просят судебные акты отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.
Как видно из материалов административного дела, Нестерову В.С. и Шандер И.С. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: город ...
Нестерову B.C. принадлежит на праве собственности 48/100 долей дома, Шандер И.С. - 52/100 доли дома.
10 января 2017 года Нестеров В.С. и Шандер И.С. обратились к главе администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, находящегося по адресу: город ... в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Решением, изложенным в письме администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края от 3 февраля 2017 года N 01/2-01-72/16, Нестерову В.С. и Шандер И.С. отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. В своем отказе администрация Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края указала на то, что испрашиваемый заявителями земельный участок расположен в границах первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта, в связи с чем, не подлежит передаче в аренду.
Признавая законным данное решение администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что испрашиваемый административными истцами земельный участок находится в границах первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта, который отнесен к курортам федерального значения, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации исключает возможность его предоставления в аренду. Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суды сослались на то, что согласно представленной административными истцами схеме расположения земельного участка хозяйственные постройки административных истцов выходят за границы формируемого земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанций не согласилась.
Право общей долевой собственности Нестерова В.С. и Шандер И.С на жилой дом общей площадью 70 кв.м, с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: город ..., подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 мая 2016 года, выданными взамен свидетельств от 2 марта 2010 года.
Земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, расположен в кадастровом квартале:..., который относится к категории земель населенных пунктов, территориальной зоне "Ж2" - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м.
В силу пунктов 1 и 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Таким образом, собственник строения на земельном участке имеет безусловное право пользоваться земельным участком, на котором это строение расположено.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. То есть, установлен запрет на предоставление земельного участка в собственность, но не в аренду.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.
Возможность отказа собственнику строения в предоставлении в пользование арендуемого земельного участка, на котором расположено данное строение, законом не предусмотрена.
В этой связи административным истцам, являющимся собственниками жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельным участке, не может быть отказано в предоставлении данного земельного участка в пользование на праве аренды.
Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суды не учли следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Ранее в состав земель особо охраняемых природных территорий входили земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.
С момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ (30 декабря 2013 года) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент обращения административных истцов с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края (10 января 2017 года) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов были исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий, земельные участки в пределах которых в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте.
Следовательно, испрашиваемый административными истцами земельный участок не относится к земельным участкам, которые в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъяты из оборота или ограничиваются в обороте.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий административным истцам на праве общей долевой собственности жилой дом, земельный участок необходим для обслуживания данного дома, отказ администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка на праве арены в связи с его расположением в границах первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта нельзя признать основанным на законе.
Ссылка администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края на то, что земельный участок частично расположен в границе первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, является необоснованной и не может являться основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Пунктом 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Приведенной нормой основания к отказу в предоставлении земельного участка в пользование гражданам - собственникам жилых домов, расположенных на указанных земельных участках, не установлены, а предусмотрено право в дальнейшем ставить вопрос об изъятии у собственника дома земельного участка в установленном законом порядке.
Однако наличие в собственности жилого дома в настоящее время является безусловным основанием для предоставления земельного участка в пользование на праве аренды.
Расположение земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, в границах городской черты, в территориальной зоне "Ж2" - зона застройки малоэтажными жилыми домами коттеджного и блокированного типа до 15 м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, не исключает возможности для его предоставления в аренду согласно заявленным административными истцами целям.
Ссылка в решении суда на то, что представленная к утверждению схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена без учета находящихся на земельном участке хозяйственных построек административных истцов, данные постройки выходят за границы формируемого земельного участка, не свидетельствует о законности оспариваемого решения.
Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, администрация Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края на данное обстоятельство не ссылалась, и данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Нестерова В.С. и Шандер И.С., считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 2 мая 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым административный иск Нестерова В.С. и Шандер И.С. удовлетворить.
Решение администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края от 3 февраля 2017 года N 01/2-01-72/16 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признать незаконным и отменить.
Обязать администрацию Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края предварительно согласовать предоставление Нестерову В.С. и Шандер И.С. земельного участка, находящегося по адресу: ... утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала ...
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2018 г. N 18-КГ18-122
Текст определения официально опубликован не был