Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Новосибирской области
"О нормативных правовых актах
Новосибирской области"
Правила
юридико-технического оформления проектов законов Новосибирской области
5 декабря 2008 г., 5 апреля 2010 г., 7 ноября 2011 г.
1. Общие требования к оформлению законопроектов
1.1. Законопроект печатается шрифтом Times New Roman Cyr размером шрифта 14 через один межстрочный интервал на стандартных листах бумаги формата А4.
1.2. Каждый лист законопроекта должен иметь поля:
левое - 25 мм;
правое - 10 мм;
верхнее - 20 мм;
нижнее - 20 мм.
1.3. Страницы законопроекта нумеруются размером шрифта 10 арабскими цифрами посредине верхнего поля страницы. На первой странице законопроекта нумерация не проставляется.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 1.4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
1.4. Первая страница законопроекта должна содержать следующие реквизиты:
пометка о субъекте права законодательной инициативы (печатается с прописной буквы в две (или более) строки курсивом, располагается в пределах верхней и правой границ текстового поля, отделяется одним межстрочным интервалом от следующего реквизита);
пометка "Проект N________" (печатается с прописной буквы в одну строку в пределах верхней и правой границ текстового поля, отделяется двумя межстрочными интервалами от следующего реквизита);
наименование вида нормативного правового акта: Закон Новосибирской области (печатается прописными буквами полужирным шрифтом размером 20, располагается по центру в две строки, отделяется двумя межстрочными интервалами от следующего реквизита);
наименование законопроекта (печатается с прописной буквы полужирным шрифтом, располагается по центру, отделяется двумя межстрочными интервалами от текста);
текст оформляется в соответствии с требованиями разделов 2 и 3 настоящих Правил.
1.5. Законопроект должен содержать реквизит "подпись", который отделяется от текста тремя межстрочными интервалами и включает:
наименование должности: Губернатор Новосибирской области, - которое печатается в две строки от левой границы текстового поля;
расшифровку подписи: инициалы имени, отчества и фамилия, - которая располагается на уровне последней строки наименования должности с пробелом между инициалами и фамилией. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правой границей текстового поля.
1.6. Под реквизитом "подпись" через два межстрочных интервала от левой границы текстового поля оформляются следующие реквизиты:
место подписания: г. Новосибирск;
дата подписания: "____" ___________ _____ г.;
регистрационный номер: N ____-ОЗ.
2. Требования к оформлению текста законопроекта
2.1. В тексте законопроекта закрепляются нормы права в письменном виде в форме языкового, знакового, графического, словесно-терминологического выражения и иные положения, определяющие цели и мотивы принятия акта. Норма права излагается в виде нормативно-правовых предписаний, оформленных предложениями, которые строятся в соответствии с общепринятыми правилами и нормами русского языка.
Нормативно-правовые предписания должны располагаться в следующей последовательности:
сфера действия (предмет регулирования);
общие и конкретные положения;
правовые последствия;
заключительные и переходные положения.
2.2. Текст законопроекта излагается в логической последовательности точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленное или неоднозначное толкование.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
2.3. В законопроектах используются понятия и термины, которые применены в Конституции Российской Федерации, соответствующих федеральных законах, Уставе Новосибирской области, законах Новосибирской области.
В законопроекте определяются термины и понятия, определения которых отсутствуют в федеральном законодательстве и законодательстве Новосибирской области. Понятия употребляются в законопроекте единообразно и только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией, в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
Определение терминов и понятий дается в той части законопроекта, где данный термин употребляется впервые.
Определения наиболее важных терминов и понятий, употребляемых в законопроекте и являющихся общими для всех его предписаний, даются, как правило, в одной статье в начале текста законопроекта.
2.4. При использовании в законопроекте цифровой и словесно-цифровой формы записи следует:
однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, обозначать словами;
многозначные количественные числительные обозначать цифрами;
при перечислении однородных чисел (величин и отношений) обозначать единицу измерения после последней цифры;
при записи порядковых числительных арабскими цифрами ставить падежные окончания.
2.5. В случае необходимости обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в законопроекте допускается воспроизведение отдельных положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новосибирской области без смыслового искажения со ссылкой на такой акт.
Законом Новосибирской области от 5 декабря 2008 г. N 290-ОЗ в пункт 2.6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
2.6. Ссылки (отсылки) в законопроекте на его структурные элементы, а также на иные действующие нормативные правовые акты или структурные элементы нормативных правовых актов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Допустимы следующие виды ссылок (отсылок):
Законом Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 473-ОЗ в подпункт 1) пункта 2.6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
1) ссылки (отсылки) на нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области;
2) отсылки в статьях законопроекта к другим структурным элементам законопроекта;
3) отсылки к нормативным правовым актам низшей юридической силы, которые устанавливают правовое регулирование по конкретным вопросам.
Не допускается использование отсылок к нормативно-правовым предписаниям отсылочного характера.
2.7. Ссылка (отсылка) на закон должна содержать его реквизиты в следующей последовательности: вид закона, дата подписания, регистрационный номер, наименование.
При неоднократных ссылках (отсылках) в законопроекте на конкретный закон допускается введение сокращенного варианта его наименования.
2.8. При ссылке (отсылке) на закон, полностью изложенный в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид закона, его наименование, а в скобках указывается вид закона, дата подписания и регистрационный номер закона, полностью изложившего данный закон в новой редакции.
2.9. При ссылке (отсылке) на кодекс дата его подписания и регистрационный номер не указываются. При ссылках (отсылках) на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Законом Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 473-ОЗ в пункт 2.10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
2.10. При оформлении ссылки (отсылки) на структурный элемент закона (структурный элемент статьи закона) указывается конкретный структурный элемент (начиная с наименьшего), вид закона, дата подписания, регистрационный номер и наименование. При этом номера разделов, глав, статей, структурных элементов статьи, обозначаемых цифрами, печатаются римскими или арабскими цифрами в соответствии с используемой в законе нумерацией; номера структурных элементов статьи, обозначаемых строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой, печатаются в виде строчных букв русского алфавита в кавычках.
Обозначение абзаца при ссылке (отсылке) на него указывается словом. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого этот абзац находится.
2.11. При закреплении в статье законопроекта перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) следует исходить из его вида (исчерпывающий или примерный).
Законом Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 473-ОЗ в пункт 2.12 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
2.12. Законопроект должен содержать норму о вступлении закона в силу.
В статьях законопроекта о вступлении в силу законодательного акта должно употребляться понятие "вступление в силу". Исключение составляют законы об областном бюджете Новосибирской области, в которых используется понятие "введение в действие" по отношению к законам Новосибирской области, предусматривающим наделение органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями.
3. Требования к структуре законопроекта
3.1. Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, излагаться точно, четко и быть максимально информационно насыщенным.
Внесение изменений в Устав Новосибирской области, закон Новосибирской области оформляется законопроектом с наименованием соответственно "Закон Новосибирской области о поправках к Уставу Новосибирской области", "Закон Новосибирской области "О внесении изменений в ...".
При внесении изменений в одну или две статьи Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области наименование законопроекта конкретизируется указанием на изменяемую статью (статьи) Устава Новосибирской области, закона Новосибирской области.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 3.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
3.2. Преамбула - вводная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи. Преамбула не является обязательной.
Преамбула:
не имеет наименования;
не содержит нормативные предписания;
не нумеруется;
не содержит ссылки на другие законы Новосибирской области, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием законопроекта;
может состоять из абзацев.
Структурные элементы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3.3. Текст законопроекта в зависимости от предмета и объема может содержать структурные элементы: разделы, главы, статьи.
3.4. Разделы нумеруются римскими цифрами, имеют наименование.
Обозначение раздела и его наименование печатаются прописными буквами по центру страницы полужирным шрифтом в две (или более) строки. Точка в конце наименования раздела не ставится.
Законом Новосибирской области от 5 декабря 2008 г. N 290-ОЗ в пункт 3.5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
3.5. Главы нумеруются арабскими цифрами, имеют наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы, полужирным шрифтом и располагается по центру.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по центру страницы в одну строку с обозначением номера главы. Точка в конце наименования главы не ставится.
3.6. Статьи нумеруются арабскими цифрами и, как правило, имеют наименования.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа полужирным шрифтом. После обозначения номера статьи ставится точка. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится.
3.7. Статья может подразделяться на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой.
Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты части статьи могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (как правило не более пяти), за исключением статей, содержащих перечни основных понятий, используемых в законопроекте, а также перечни законов Новосибирской области (отдельных структурных элементов законов Новосибирской области), признаваемых утратившими юридическую силу.
В тексте законопроекта должно применяться единообразное деление:
частей в статьях - на пункты или на абзацы;
пунктов в частях статей - на подпункты или на абзацы.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 3.8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
3.8. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных элементов законопроекта должна быть сквозной.
3.9. Обозначение статьи, первые строки части, пункта, подпункта, абзаца печатаются с абзацного отступа на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля. Выравнивание текста законопроекта устанавливается по ширине страницы.
3.10. Законопроект о внесении изменений в закон Новосибирской области, законопроект о признании закона Новосибирской области утратившим силу, имеют особую структуру:
статьи законопроекта не имеют наименований;
статьи законопроекта делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
3.11. Законопроект может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующих структурных элементах законопроекта (структурных элементах статьи законопроекта).
Приложение оформляется в виде таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков и карт на отдельном листе с пометкой (в пределах верхней и правой границ текстового поля) "Приложение к Закону Новосибирской области "..." (без указания на дату подписания и регистрационный номер закона Новосибирской области).
В случае наличия нескольких приложений к законопроекту, они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N.
Наименование приложения располагается по центру страницы.
В приложениях, оформленных в виде таблиц, допускается применение шрифта размером 12, 11, 10.
4. Требования к оформлению законопроекта о внесении
изменений в закон Новосибирской области
4.1. Законопроекты о внесении изменений в действующие законы разрабатываются в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Новосибирской области, законом Новосибирской области, устранения пробелов в правовом регулировании, а также множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 4.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
4.2. Одновременно с законопроектом, устанавливающим новое правовое регулирование, как правило, должны разрабатываться самостоятельные законопроекты о внесении изменений в иные законы Новосибирской области или структурные элементы законов Новосибирской области, изменение которых обусловлено законопроектом.
Если в законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, включаются статьи, содержащие внесение изменений в законы или структурные элементы законов, то наличие таких статей обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Исключение составляют законопроекты об областном бюджете Новосибирской области и законопроекты о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия, о продлении действия, или о введении в действие законов Новосибирской области или структурных элементов законов Новосибирской области.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 4.3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
4.3. Изменения всегда вносятся только в основной закон (за исключением случаев, когда необходимо изменение положений закона, определяющих порядок вступления его в силу). Вносить изменения в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон недопустимо. Внесение изменения в виде изложения закона в новой редакции, как правило, не допускается.
4.4. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных элементов закона;
новая редакция структурных элементов закона;
дополнение закона новыми структурными элементами;
дополнение структурного элемента статьи закона новыми словами, цифрами, или предложениями;
признание утратившими силу структурных элементов закона, структурных элементов статьи закона;
изменение срока (приостановление или продление) действия закона или его структурных элементов.
4.5. Независимо от конкретного содержания законопроекта о внесении изменений его наименование должно содержать слово "изменение" в соответствующем числе и падеже.
4.6. При одновременном внесении изменений в несколько законов, изменения, вносимые в каждый закон, оформляются самостоятельными статьями.
4.7. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законы содержится статья с перечнем законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
4.8. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу структурных элементов (структурных элементов статьи) данного закона, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье.
4.9. При оформлении статьи законопроекта о внесении изменений в закон обязательно указывается вид закона, дата его подписания, регистрационный номер и наименование, а в круглых скобках указываются дата подписания и регистрационный номер каждого закона Новосибирской области, которым вносились соответствующие изменения в изменяемый закон.
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид закона, дата подписания, регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид, дата подписания, регистрационный номер закона, полностью изложившего данный закон в новой редакции.
Законом Новосибирской области от 5 апреля 2010 г. N 473-ОЗ в пункт 4.10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
4.10. Внесение изменений в закон в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
Как правило, каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретного структурного элемента закона, который изменяется. Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурный элемент.
Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 г. N 144-ОЗ в пункт 4.11 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня его официального опубликования названного Закона
4.11. Вносимые в закон изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием структурного элемента закона (структурного элемента статьи закона), в который вносятся изменения. При этом текст изменений формулируется начиная с наименьшего структурного элемента, а предлагаемая редакция заключается в кавычки.
Законом Новосибирской
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.