Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению 27 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов
четвертого созыва
от 30 октября 2008 г. N 180
Областная целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы"
26 марта, 25 июня, 24 сентября, 29 октября 2009 г., 22 апреля, 30 сентября, 25 ноября 2010 г., 28 апреля 2011 г.
Постановлением седьмой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 28 апреля 2011 г. N 83 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт
областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы"
Наименование программы |
|
Областная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы |
|
Федеральный закон от 24 июля 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Новосибирской области от 2 июля 2008 N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области" |
Основные разработчики Программы |
|
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области |
Руководитель Программы |
|
Министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Семка Сергей Николаевич |
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели |
|
Цель Программы - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере материального производства и инновационной деятельности, для повышения экономической и социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области (далее - области). |
|
|
Поставленная цель достигается решением следующих задач: 1) стимулирование вложений в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) создание условий для обеспечения финансовой устойчивости предприятий; 3) содействие повышению конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) содействие в продвижении продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства области на региональные и зарубежные рынки; 5) стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) формирование положительного имиджа предпринимателя. Важнейшими целевыми показателями являются: - увеличение числа лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства области; - увеличение выручки (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов и аналогичных обязательных платежей), произведенных организациями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства; - увеличение основных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Основные этапы реализации Программы. |
|
Программа будет реализована в течение 5 лет с 2009 по 2013 годы (этапы не выделяются). |
Исполнители основных мероприятий |
|
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, Новосибирская торгово-промышленная палата (далее - НТПП), Новосибирская городская торгово-промышленная палата (далее - НГТПП). НТПП и НГТПП принимают участие в реализации мероприятий Программы за счет собственных источников финансирования. |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам) |
Общий объем финансирования Программы составляет 1931,962 млн. рублей <*>. 2009 год - общий объем финансирования Программы - 735,03 млн. рублей <*>, в том числе: федеральный бюджет - 599,750 млн. рублей, за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 133,71 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников<*> - 1,57 млн. руб., в том числе за счет средств НТПП<*> - 0,50 млн.руб., НГТПП<*> - 1,070 млн.руб. 2010 год - общий объем финансирования Программы* - 538,288 млн. рублей*, в том числе: за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 226,0 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников* - 1,827 млн. руб., в том числе: за счет средств НТПП* - 0,65 млн. руб., НГТПП* - 1,177 млн. руб. за счет средств федерального бюджета* - 359,597 млн. руб. 2011 год - общий объем финансирования Программы - 196,756 млн. рублей *, в том числе: за счет средств федерального бюджета * - 24,700 млн. руб., за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 170,0 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников * - 2,056 млн. руб., в том числе за счет средств НТПП * - 0,76 млн. руб., НГТПП * - 1,296 млн. руб. 2012 год - общий объем финансирования Программы* - 198,265 млн. рублей*, в том числе: за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 196,0 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников*- 2,265 млн. руб., в том числе за счет средств НТПП* - 0,84 млн. руб., НГТПП* - 1,425 млн. руб. 2013 год - общий объем финансирования Программы* - 214,487 млн. рублей*, в том числе: за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 212,0 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников* - 2,487 млн. руб., в том числе за счет средств НТПП* - 0,92 млн. руб., НГТПП* - 1,567 млн. руб.
* - прогнозные объемы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
|
В результате реализации Программы (к концу 2013 года) ожидается: - превышение среднего темпа роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей финансовой поддержки на десять процентных пунктов темпа роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника субъектов малого и среднего предпринимательства по области в целом; - обеспечение ежегодных основных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области от субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей финансовой поддержки в размере не менее 1 руб. 30 коп. на 1 руб. финансовой поддержки. |
2. Общие положения
Объект Программы: субъекты малого и среднего предпринимательства области, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Новосибирской области
Предмет регулирования Программы: комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
Сфера действия Программы: социально-экономическая.
Понятия и термины, используемые в Программе:
Понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства" и "муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства", используемые в Программе, определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Понятия "поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области" (далее также - поддержка) и "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области", используемые в Программе, определяются Законом Новосибирской области от 2 июля 2008 г. N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области".
Нормативная правовая база:
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением Губернатора Новосибирской области от 16 февраля 2006 г. N 55 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ", Законом Новосибирской области от 2 июля 2008 г. N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области", Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 декабря 2007 г. N 474.
3. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое предпринимательство - значительное явление социально-экономической жизни области. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории области.
Развитие малого и среднего бизнеса в области осуществляется на основе программно-целевых методов. На момент разработки настоящей Программы в области реализуется областная целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы", действие которой заканчивается в 2008 году. Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию более благоприятного климата для развития малого предпринимательства в области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
По данным Федеральной службы государственной статистики в последние годы по количеству действующих малых предприятий область занимает 8 место, по обороту малых предприятий - 12-14 места среди субъектов Российской Федерации. В Сибирском федеральном округе область по количеству действующих предприятий и по обороту малых предприятий занимает первое место.
N п/п |
Показатели малых предприятий |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
1. |
Количество МП, ед. |
26732 |
25590 |
25510 |
25560 |
26914 |
Темп роста, % |
|
95,7 % |
99,7 % |
100,2 % |
105,3 % |
|
1.1 |
Сельское хозяйство (далее - с/х-во), ед. |
326 |
312 |
376 |
408 |
444 |
Доля в общем объеме МП, % |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
|
1.2 |
Обрабатывающие производства, ед. |
3485 |
3132 |
3172 |
2877 |
3223 |
Доля в общем объеме МП, % |
13,0 |
12,2 |
12,4 |
11,3 |
12,0 |
|
1.3 |
Строительство, ед. |
2735 |
2555 |
2226 |
2436 |
2424 |
Доля в общем объеме МП, % |
10,2 |
10,0 |
8,8 |
9,5 |
9,0 |
|
1.4 |
Торговля, ед. |
14608 |
14070 |
13377 |
13350 |
12087 |
Доля в общем объеме МП, % |
54,6 |
54,9 |
52,4 |
52,3 |
44,9 |
|
2. |
Среднесписочная численность, чел |
143240 |
133621 |
126219 |
136091 |
141947 |
Темп роста, % |
|
93,3 % |
94,5 % |
107,8 % |
104,3 % |
|
3. |
Выпуск товаров и услуг, млн. руб. |
39661,4 |
37448,4 |
|
|
|
Темп роста, % |
214,7 % |
94,4 % |
|
|
|
|
4. |
Оборот организаций (до 2005 года показатель "Выпуск товаров и услуг"), млн. руб. |
|
|
163288,7 |
213644,0 |
253754,4 |
Темп роста, % |
|
|
127,3 % |
130,8 % |
118,8 % |
|
4.1 |
С/х-во, млн. руб. |
|
|
652,7 |
872,1 |
1088,6 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
0,4 % |
0,4 % |
0,4 % |
|
4.2 |
Обрабатывающие производства, млн. руб. |
|
|
16672,7 |
22820,1 |
26237,5 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
10,2 % |
10,7 % |
10,7 % |
|
4.3 |
Строительство, млн. руб. |
|
|
6010,6 |
8244,6 |
13361,4 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
3,7 % |
3,8 % |
4,3 % |
|
4.4 |
Торговля, млн. руб. |
|
|
127809,8 |
161141,9 |
189578,2 |
Доля в общем объеме МП, % |
|
|
78,3 % |
75,4 % |
74,6 % |
|
5. |
Инвестиции, млн. руб. |
2409,7 |
2588,0 |
3190,6 |
4245,3 |
12167,1 |
Темп роста, % |
255,3 % |
107,4 |
123,3 % |
133,1 % |
286,6 % |
Таблица составлена без учета данных по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. На 01.01.08 число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве составило 3802 единицы
В последние годы количество малых предприятий увеличивается незначительно. В структуре экономики области наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия торговли и ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (44,9 %). Доля сферы материального производства составляет лишь 23,2%.
В 2004-2005 годах произошло некоторое снижение количества малых предприятий. В 2004 году это было связано с перерегистрацией органами статистики юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и удалением из соответствующих реестров недействующих хозяйствующих субъектов. В 2005 году небольшой спад произошел в связи с тем, что часть малых предприятий перешла в разряд средних, а также некоторые утратили статус юридических лиц, в связи с регистрацией их учредителей в качестве индивидуальных предпринимателей. Снижение величины показателя "Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС) по всем видам деятельности" произошло в основном за счет снижения этого показателя в промышленности и торговле из-за перехода ряда малых предприятий в средние с большими объемами выпуска продукции.
Средний темп роста оборота организаций малого бизнеса за период 2005-2007 годов составил 125,4 %.
Средний темп роста инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства за период 2004-2007 годов составил 162,6 %.
По данным за 2007 год оборот организаций малых предприятий составил 253754,4 млн. рублей, что соответствует 32% от областного объема организаций. На долю предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится более 74,6% оборота малых предприятий, на долю предприятий в сфере материального производства - 15,6%.
Малыми предприятиями в 2007 году осуществлено инвестиций в основной капитал малых предприятий на сумму 12167,1 млн. рублей, что составило 13,3% от областного объема инвестиций. 48,4% от общего объема освоенных малыми предприятиями инвестиций освоено ими в сфере строительства; 24,2% - в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 5,8 % - в сфере обрабатывающих производств.
В 2007 году на территории области действовало 26914 малых предприятий (2,4 % от числа малых предприятий России). В расчете на 1000 человек, постоянно проживающих в области, приходится в среднем 10,2 малых предприятий и 32,5 субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в аналогичный период занималось 58,7 тысяч человек.
За период реализации областной целевой программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы" продолжала формироваться и развиваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая удовлетворение потребностей малого бизнеса в финансовой, информационной, консалтинговой и иных видах поддержки.
Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу льготные программы кредитования (в соответствии с заключенными между банками и администрацией Новосибирской области соглашениями о сотрудничестве по оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства) - от краткосрочных кредитов до долгосрочных инвестиционных кредитов.
Область широко пользуется возможностями по поддержке предпринимательства, предоставляемыми федеральными целевыми программами. В период 2005-2007 годов в результате участия и победы области в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России в целях предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки предпринимательства, в бюджет области было привлечено 67,1 млн. руб. средств федерального бюджета.
Благодаря этому, в наукограде Кольцово на условиях софинансирования был построен инновационный бизнес-инкубатор. Его цель - поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес-инкубатора на льготных условиях и оказанию ряда услуг, содействующих развитию предпринимательства.
Также средства федерального бюджета были направлены на финансирование новой формы государственной поддержки - субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между субъектами малого предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга, и на дополнительное финансирование программных мероприятий по субсидированию части процентных выплат по банковским кредитам, лизинговым платежам и по поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства в области является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики области. В силу указанных причин поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области.
Несмотря на существенный прогресс в секторе малого и среднего бизнеса, очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для его дальнейшего развития, обусловленная необходимостью увеличения темпов экономического роста в области за счет стимулирования деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в области завершен. В то же время продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущие малому и среднему бизнесу не только в области, но в России в целом. Основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, - недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору);
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);
- недостаток квалифицированных кадров;
- недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Для содействия решению вышеуказанных проблем наиболее эффективным является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе:
на возмещение части процентных выплат по банковским кредитам и субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между СМиСП и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга (в целях содействия решению субъектами малого и среднего предпринимательства проблемы нехватки финансовых средств для ведения бизнеса, делает более доступным привлечение банковских кредитов);
на возмещение части лизинговых платежей;
на возмещение части арендных платежей (в целях содействия решению субъектами малого предпринимательства, только начинающими предпринимательскую деятельность, проблемы отсутствия собственных площадей (офисных, производственных для ведения бизнеса), делает более доступным аренду площадей);
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на внедрение субъектами малого и среднего предпринимательства международных стандартов в своих организациях и на сертификацию продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства (в целях содействие повышению качества и конкурентоспособности производимой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции (работ и услуг) - особую актуальность этот фактор приобретет при присоединении России к Всемирной торговой организации);
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию (обновление) основных средств и части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области;
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на обучение своих работников на образовательных курсах (в целях содействия повышению уровня квалификации кадров для сферы малого и среднего предпринимательства).
Кроме предоставления субсидий возможно использование альтернативных форм стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: механизмов (мероприятий) консультационной и информационной поддержки (проведение различных конференций, круглых столов и т.д., издание справочной литературы для субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда предпринимательской деятельности, поддержка и развитие информационных порталов для малого и среднего предпринимательства); организации выставок и ярмарок в целях содействия продвижению продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки.
Все указанные выше формы присутствуют в настоящей Программе.
Решению проблем малого и среднего предпринимательства будет способствовать также развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры его поддержки. Этим мероприятиям в Программе уделяется большое внимание (средства на их реализацию предусмотрены в наибольшем объеме, по сравнению с иными мероприятиями Программы). Прежде всего, в рамках данных мероприятий планируется финансирование создания (и далее - ежегодное финансирование) фонда развития малого предпринимательства. В соответствии с принятым постановлением администрации Новосибирской области от 10.09.2008 N 259-па "О Фонде развития малого предпринимательства Новосибирской области" средства фонда будут направляться на предоставление финансовых гарантий при кредитовании банковскими учреждениями субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты развития и расширения бизнеса (в данном случае Фонд будет функционировать как гарантийный фонд); на субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства на развитие бизнеса; на компенсацию части затрат субъектов малого предпринимательства на приобретение новой техники и внедрение прогрессивных технологий, инженерную подготовку территорий для строительства новых производственных объектов, проведение выставочной и ярмарочной деятельности, подготовку и переподготовку кадров и другие цели в соответствии с уставом фонда.
Решение проблемы недостаточного внимания со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований к вопросам развития малого и среднего предпринимательства возможно посредством поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, которая предполагает предоставление муниципальным образованиям на конкурсной основе средств областного бюджета Новосибирской области для софинансирования мероприятий муниципальных программ. Это аналогично предоставлению средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для софинансирования мероприятий региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства (такие конкурсы ежегодно проводятся Минэкономразвития РФ, Новосибирская область неоднократно становилась их победителем). Поддержка муниципальных программ позволит увеличить финансирование именно тех мероприятий, которые наиболее востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства конкретного муниципального образования (такие мероприятия муниципальных программ будут заявляться на конкурс).
В связи с тем, что сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о недостаточном развитии малого предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности, комплекс мер финансовой поддержки, предусмотренный в Программе, ориентирован в основном на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою основную деятельность в сфере материального производства, науки и научного обслуживания. Помимо уже действующих, в Программе предусмотрены новые формы финансовой поддержки: субсидирование части арендных платежей, субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на модернизацию (обновление) основных средств и субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области.
Реализация целей и задач Программы будет осуществляться за счет комплексного выполнения настоящей Программы и муниципальных программ развития малого предпринимательства, их взаимного дополнения. Для увеличения объемов финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства предполагается дальнейшее участие области в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере материального производства и инновационной деятельности, для повышения экономической и социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области
Поставленная цель будет достигаться посредством решения следующих задач:
1) стимулирование вложений в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) создание условий для обеспечения финансовой устойчивости предприятий;
3) содействие повышению конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) содействие в продвижении продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства области на региональные и зарубежные рынки;
5) стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) формирование положительного имиджа предпринимателя.
При решении задач приоритет будет отдаваться субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности.
5. Система программных мероприятий
5.1. Система программных мероприятий представлена мероприятиями, направленными на информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства в области, а также мероприятиями по развитию и обеспечению функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области) и мероприятиями по поддержке муниципальных программ.
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1 к Программе.
5.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе в порядке, определенном в Приложении N 2 к Программе.
Условия и порядок предоставления определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки приведены в Приложении N 3 к Программе.
5.2.1. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме субсидирования части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта осуществляется в порядке и на условиях, определенных в Приложении N 6 к Программе.
Постановлением седьмой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 28 апреля 2011 г. N 83 пункт 5.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
5.3. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определены в приложениях N 4, N 7, N 8, N 9, N 10 и N 11 к Программе.
Условия и порядок оказания финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, - фондам микрофинансирования, гарантийным фондам, представительствам Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра в Новосибирской области, Центрам прототипирования, Центрам координации поддержки экспортно - ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства утверждаются Правительством Новосибирской области.
См. постановление Правительства Новосибирской области от 21 июня 2010 г. N 36-п "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области некоммерческой организации "Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства"
См. Постановление Правительства Новосибирской области от 6 декабря 2010 г. N 236-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий государственным унитарным предприятиям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, - центрам прототипирования за счет средств федерального бюджета"
5.4. Поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области осуществляется в порядке, утвержденном администрацией Новосибирской области.
5.4.1. Финансирование мероприятий муниципальных программ за счет средств, полученных из федерального бюджета на софинансирование мероприятия по поддержке муниципальных программ, осуществляется в порядке, утвержденном администрацией Новосибирской области.
5.5. Реализация мероприятия Программы "Поддержка и проведение конкурсов среди СМиСП", указанного в строке 6 Приложения N 1 к Программе, осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым администрацией Новосибирской области
5.6. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета осуществляется в порядке и на условиях, установленных в Приложениях N 2, N 3 и N 6 к Программе (для тех форм финансовой поддержки, на софинансирование которых предоставлены федеральные средства).
5.7. Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - бизнес-инкубаторов - за счет средств федерального бюджета осуществляется в порядке и на условиях, установленных в Приложении N 4 к Программе.
Постановлением сорок четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 22 апреля 2010 г. N 75 настоящее приложение дополнено пунктом 5.8
5.8. В рамках оказания информационно-методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Новосибирской области создаются информационно-консультационные пункты (информационные центры), основное назначения которых: обеспечение субъектам малого и среднего предпринимательства технической возможности доступа к ресурсам портала "Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области"; пополнение и обновление информации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства соответствующего муниципального образования; консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам предоставления государственной и муниципальной поддержки в рамках настоящей Программы и муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и т.п.
Обеспечение функционирования информационно-консультационных пунктов (их оснащение/дооснащение) осуществляется в порядке, определяемом Правительством Новосибирской области".
Постановлением седьмой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 28 апреля 2011 г. N 83 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы в 2009 - 2013 годах, составит 1931,962 млн. руб. <*>, в том числе: 984,047 млн. руб. - средства федерального бюджета <*>, 937,71 млн. руб. - средства областного бюджета; 3,67 млн. руб. - средства Новосибирской торгово-промышленной палаты <*>, 6,535 млн. руб. - средства Новосибирской городской торгово-промышленной палаты <*>.
Общий объем финансирования определен исходя из потребностей в финансировании каждого мероприятия Программы с учетом опыта финансирования предшествующих лет, из планируемых новых форм финансовой поддержки и предоставления поддержки новой категории - субъектам среднего предпринимательства (что предполагает существенное увеличение финансирования).
Структура источников финансирования Программы приведена в Приложении N 5 к Программе.
*Прогнозные объемы
Постановлением седьмой сессии Законодательного Собрания Новосибирской области от 28 апреля 2011 г. N 83 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой, ожидается:
- превышение среднего темпа роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей финансовой поддержки на десять процентных пунктов темпа роста выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника субъектов малого и среднего предпринимательства по области в целом;
- обеспечение ежегодных основных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области от субъектов малого и среднего предпринимательства-получателей финансовой поддержки в размере не менее 1 руб. 30 коп. на 1 руб. финансовой поддержки.
Абзац 4 раздела 7 утратил силу.
Для расчета ежегодных основных налоговых поступлений учитываются налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей финансовой поддержки в следующих формах: субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам; субсидирование части лизинговых платежей; субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на обновление основных средств и субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства и будет способствовать занятости населения.
Постановлением сорок девятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 сентября 2010 г. N 173 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Система управления реализацией Программы
Заказчиком и основным исполнителем мероприятий Программы является министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области" (далее - министерство).
Исполнителями мероприятий Программы являются также Новосибирская торгово-промышленная палата (НТПП) и Новосибирская городская торгово-промышленная палата (НГТПП). Взаимоотношения министерства с НТПП и НГТПП по реализации программных мероприятий осуществляются на основе соглашений, которые предусматривают реализацию вопросов планирования, организации и проведения программных мероприятий, отчетности по их реализации.
НТПП и НГТПП не являются исполнителями Программы в рамках госзаказа и участвуют в реализации мероприятий Программы за счет собственных источников финансирования.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
Министерство подготавливает и предоставляет отчеты о ходе выполнения Программы в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 16 февраля 2006 г. N 55 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.