Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 октября 2018 г. N 03-03-06/3/72201
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу учета в целях налога на прибыль организаций денежных средств, поступивших в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе и аукционе, а также обеспечения исполнения контракта, которые не подлежат возврату, и сообщает следующее.
Как следует из положений статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Положение) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят и состав бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 Положения бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Положениями статей 44 и 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлены требования к обеспечению соответственно заявок на участие в конкурсах и аукционах и исполнению контракта, а также предусмотрены случаи, при наступлении которых денежные средства, внесенные в качестве обеспечения указанных заявок и контракта, поставщику не возвращаются.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" определено, что к доходам бюджета Фонда относятся денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом в соответствии с нормами, установленными подпунктом 6 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если закупки товаров, работ, услуг осуществляются государственным заказчиком, являющимся органом управления государственным внебюджетным фондом, суммы денежных взысканий (штрафов) зачисляются в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда по нормативу 100 процентов.
Следовательно, указанный вид дохода является доходом бюджета Фонда, а не доходом Фонда как юридического лица.
Таким образом, денежные средства, внесенные на основании статей 44 и 96 Закона N 44-ФЗ в качестве обеспечения соответственно заявок на участие в конкурсах и аукционах и исполнения контракта, и которые поставщику не возвращаются при наступлении условий, установленных данными статьями, не учитывается Фондом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом указанные средства должны в полном объеме зачисляться в бюджет Фонда.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.