Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 августа 2018 г. N 03-03-07/60889
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что на основании пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Аналогичному налогу с оборота был налог на пользователей автомобильных дорог (отменен с 1 января 2003). Данный налог уплачивался от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). При реализации товаров налог уплачивался с разницы между продажной и покупной ценами этих товаров. При этом не учитывались реальные показатели деятельности налогоплательщика (произведенные расходы).
В соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается разница между полученными доходами, уменьшенными на величину произведенных расходов.
Таким образом, налог на прибыль организаций возникает только при превышении полученных доходов над произведенными расходами.
Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы. В связи с этим увеличение налога на прибыль организаций, то есть принципиальное изменение действующей системы налогообложения, может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений.
Следует отметить, что с целью поддержки организаций за период с 2002 года налоговая ставка по налогу на прибыль организаций значительно снижена. До 01.01.2002 года налог на прибыль взимался по ставке 35%, с 01.01.2002 года по 31.12.2008 года - по ставке 24%, с 01.01.2009 года - по ставке 20%.
Учитывая изложенное, повышать ставку налога на прибыль организаций в настоящее время нецелесообразно.
Также необходимо отметить, что действующие положения главы 25 НК РФ уже предусматривают достаточное количество преференций, позволяющих организациям различных отраслей производства уменьшать обязательства по уплате налога на прибыль организаций.
Так, с 1 января 2018 года статьей 286.1 НК РФ введены положения об инвестиционном налоговом вычете, согласно которым налогоплательщикам предоставлено право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий.
Кроме того, глава 25 НК РФ содержит иные механизмы, стимулирующие налогоплательщиков к улучшению (обновлению) существующих производств, а также созданию новых производств, например, для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
Указанные механизмы предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и значительное снижение ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ в течение определенного времени и при выполнении определенных условий.
Также необходимо отметить, что действующая редакция главы 25 НК РФ в части расходов, связанных с механизмом амортизации предусматривает для плательщиков возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50% первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.
Одновременно для основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (то есть возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств, а также в отношении расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств) была увеличена с 10 до 30%. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3-7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, и расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств, что является существенным налоговым преимуществом, оправданным во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.
Кроме того в отношении амортизируемых основных средств, имеющим высокую энергетическую эффективность, к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять специальный коэффициент, который должен быть не выше 2, а в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности не более 3.
В результате использования данных преференций налогоплательщики могут переносить стоимость основного средства в расходы быстрее.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.