Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 сентября 2018 г. N 03-08-05/63528
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.
Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организации и налог с доходов, полученной такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса по ставке в размере 20 процентов.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов в отношении налогов на доходы и имущества от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Соглашения такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Пунктом 1 статьи 21 "Недискриминация" Соглашения предусмотрено, что граждане и предприятия одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве иному или более обременительному налогообложению, или связанному с ним обязательству, чем налогообложению и связанному с ним обязательству, которым подвергаются или могут подвергаться граждане и предприятия этого другого Государства при тех же обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 7 комментариев к пункту 1 статьи 24 Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, резидентство налогоплательщика является одним из факторов, который учитывается при определении того, находятся ли налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах или нет. Выражение "при тех же обстоятельствах" будет достаточным само по себе для установления того, что налогоплательщик, являющийся резидентом Договаривающегося Государства, и налогоплательщик, не являющийся резидентом этого же Государства, не находятся в одинаковых обстоятельствах.
Таким образом, доходы белорусской организации от авторских прав и лицензий подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации по ставке, определяемой с учетом норм пункта 2 статьи 11 Соглашения, в размере 10 процентов при условии предоставления подтверждений, установленных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информативно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.