Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 4 октября 2018 г. N 645/пр
Методические рекомендации
по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при создании специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), и обеспечении их деятельности. Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.
2. Организационные основы деятельности регионального оператора
2.1. Полномочия учредителя (учредителей) регионального оператора от имени субъекта Российской Федерации целесообразно реализовывать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции управления имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством, на основании решения, принимаемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого будет осуществлять деятельность региональный оператор.
2.2. Рекомендуется создавать одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда необходимость создания на территории субъекта Российской Федерации нескольких региональных операторов обусловлена:
существенным различием климатических условий в рамках территории субъекта Российской Федерации;
особенностями административно-территориального деления субъекта Российской Федерации (например, наличием закрытых административно-территориальных объединений).
2.3. В случае принятия решения о создании нескольких региональных операторов рекомендуется определять территорию их деятельности с учетом необходимости функционирования одного регионального оператора на территории муниципального образования.
2.4. Создание регионального оператора рекомендуется осуществлять без ограничения срока его деятельности.
3. Цели, функции и полномочия регионального оператора
3.1. Функции регионального оператора рекомендуется определять в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.2. Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора рекомендуется предусмотреть дополнительные функции связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.3. При определении видов деятельности регионального оператора рекомендуется исключить возможность осуществления им предпринимательской или иной направленной на получение прибыли деятельности во избежание возникновения дополнительных рисков привлечения регионального оператора к гражданской ответственности, за исключением случаев, указанных в пункте 3.4 настоящих методических рекомендаций.
3.4. В качестве возможных видов деятельности регионального оператора, приносящей доход, возможно предусмотреть деятельность регионального оператора по реализации мер, направленных на исполнение в субъекте Российской Федерации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или иные виды деятельности, приносящей доход и способствующей сокращению расходов бюджета субъекта Российской Федерации на содержание регионального оператора. При этом рекомендуется предусматривать в уставе регионального оператора условия об осуществлении отдельного учета по таким видам деятельности.
4. Имущество регионального оператора, финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора
4.1. Имущество регионального оператора рекомендуется формировать за счет источников, указанных в части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также иных не запрещенных законом источников.
4.2. В качестве дополнительных источников формирования имущества регионального оператора рекомендуется предусматривать доходы от предпринимательской деятельности, в случае если уставом регионального оператора предусмотрена возможность осуществления им предпринимательской деятельности,
4.3. С учетом установленного частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации запрета на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплату труда работников регионального оператора, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных задач), рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать достаточный размер бюджетных ассигнований на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) с учетом необходимости выполнения обязанностей регионального оператора перед собственниками, установленных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.3.1. При расчете размера бюджетных ассигнований рекомендуется учитывать:
объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, запланированный в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) на предстоящий год;
территориальную удаленность объектов от столицы субъекта Российской Федерации;
оснащенность (транспорт, помещения, иные основные средства) и достаточность штатной численности для выполнения уставных задач и обязанностей регионального оператора;
объем расходов на исполнение региональным оператором обязанностей, предусмотренных статьями 171 и 183 Жилищного кодекса Российской Федерации;
объем расходов на ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков;
иные обстоятельства, которые могут препятствовать безусловному выполнению региональной программы капитального ремонта.
4.3.2. Порядок и сроки таких поступлений рекомендуется определять в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. При этом размер средств, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, рекомендуется определять на основании предложений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта.
5. Органы управления регионального оператора
5.1. В структуре органов управления регионального оператора рекомендуется предусмотреть образование высшего коллегиального исполнительного органа управления (далее - правление) и единоличного исполнительного органа управления (далее - руководитель), а также коллегиального органа надзора (далее - попечительский совет), создание которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
5.2. Рекомендуется предусмотреть наделение учредителя регионального оператора или лица, реализующего полномочия учредителя, следующими полномочиями:
утверждение устава регионального оператора;
образование органов управления регионального оператора и досрочное прекращение их полномочий;
определение приоритетных направлений деятельности регионального оператора, принципов формирования и использования его имущества.
5.3. Председателя попечительского совета, а также состав попечительского совета рекомендуется назначать на должность и освобождать от должности решением учредителя или лица, реализующего полномочия учредителя, с определением срока полномочий, который целесообразно определять не более 5 лет.
5.4. В состав попечительского совета рекомендуется включать представителей:
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации;
общественной палаты субъекта Российской Федерации.
5.5. Рекомендуется предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий попечительского совета на основании представлений тех организаций или органов, которыми они ранее были предложены к назначению.
5.6. Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" попечительский совет регионального оператора осуществляет надзор за деятельностью регионального оператора, принятием другими органами управления регионального оператора решений и обеспечением их исполнения, использованием средств регионального оператора, соблюдением региональным оператором законодательства Российской Федерации, к компетенции попечительского совета рекомендуется отнести:
рассмотрение информации по вопросам осуществления деятельности регионального оператора, исполнения решений, принятых органами управления регионального оператора, а также выработку рекомендаций для органов управления регионального оператора по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях попечительского совета;
рассмотрение результатов мониторинга исполнения региональной программы капитального ремонта, реализуемой региональным оператором;
принятие решений об одобрении или об отказе в одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
утверждение аудиторской организации, отобранной на конкурсной основе, для проведения ежегодного обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора, а также рассмотрение и принятие решений по результатам ревизий и иных проверок деятельности регионального оператора;
рассмотрение не реже одного раза в полгода информации правления о результатах деятельности регионального оператора и выработку своих рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации;
осуществление иных надзорных полномочий, предусмотренных уставом регионального оператора.
5.7. Рекомендуется утвердить решением попечительского совета внутренний документ регионального оператора (положение, регламент или иной документ), устанавливающий сроки, порядок созыва и проведения заседаний попечительского совета, правления.
5.8. В целях организационно-технического обеспечения деятельности попечительского совета и правления рекомендуется предусматривать назначение секретаря попечительского совета и правления (далее - секретарь), к функциям которого целесообразно отнести:
организационно-техническое обеспечение деятельности попечительского совета и правления;
представление на утверждение председателем попечительского совета и правления повестки дня заседания;
уведомление членов попечительского совета и правления о месте, времени, дате и повестке дня заседания;
организация подготовки материалов к заседаниям;
оформление протоколов заседаний.
5.9. При определении порядка деятельности попечительского совета рекомендуется предусмотреть:
возможность созыва заседаний попечительского совета председателем или не менее чем одной третью членов попечительского совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;
легитимность решений попечительского совета, если на заседании присутствует не менее половины членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих, за исключением случаев внесения предложений по изменению устава попечительским советом регионального оператора, решения по которым принимаются, если за них проголосовало не менее трех четвертей от числа действующих членов попечительного совета;
возможность проведения заочного голосования по вопросам повестки заседания попечительского совета по инициативе председателя попечительского совета или не менее чем одной трети членов попечительского совета;
проведение заседаний попечительского совета председателем попечительского совета соответственно, а в его отсутствие - лицом, уполномоченным председателем;
право членов иных органов управления регионального оператора присутствовать на заседаниях попечительского совета и выступать по всем вопросам, включенным в повестку заседания по согласованию с председателем попечительского совета;
оформление решений попечительского совета протоколом, который подписывается председательствующим на заседании попечительского совета и секретарем;
обязательность выполнения решений попечительского совета для правления и единоличного исполнительного органа регионального оператора;
хранение протоколов заседаний попечительского совета в течение трех лет в порядке, установленном уставом регионального оператора;
возможность созыва заседания попечительского совета по требованию аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора;
запрет на передачу полномочий попечительского совета иным органам управления регионального оператора;
право попечительского совета запрашивать любую необходимую информацию от правления и руководителя;
запрет для членов попечительского совета на участие в деятельности иных органов регионального оператора.
5.10. При формировании правления и определении порядка его деятельности рекомендуется предусмотреть:
регламентацию деятельности правления, в том числе установление сроков, порядка созыва и проведения заседаний правления в соответствии с уставом регионального оператора;
легитимность решений правления, если на заседании присутствует не менее двух третей членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих членов правления;
ведение на заседании секретарем протокола, который представляется членам правления, в попечительский совет, в аудиторскую организацию, которая проводит ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора;
проведение заседаний правления председателем правления или уполномоченным им лицом;
подписание протоколов заседаний правления председательствующим на соответствующем заседании правления и секретарем.
5.11. При определении полномочий правления рекомендуется предусмотреть наделение его следующими полномочиями:
внесение предложений об изменениях в устав регионального оператора;
утверждение организационной структуры, штатного расписания регионального оператора, определение правил внутреннего трудового распорядка (права и обязанности работников, размер и формы оплаты труда работников) регионального оператора, утверждение положений о структурных подразделениях регионального оператора либо делегирование этих полномочий руководителю;
утверждение финансового плана доходов и расходов (бюджета) регионального оператора, в том числе сметы административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение и утверждение предложений по привлечению дополнительных источников финансирования в случае наделения регионального оператора дополнительными функциями, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
подготовка годового отчета регионального оператора и направление его в попечительский совет и учредителю.
5.12. Рекомендуется включать руководителя в состав правления по должности.
5.13. Назначение руководителя, освобождение его от должности, определение срока его полномочий рекомендуется осуществлять решением учредителя, лица, реализующего полномочия учредителя или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
5.14. При определении полномочий руководителя рекомендуется предусмотреть наделение его следующими полномочиями:
осуществление действий от имени регионального оператора и представление без доверенности интересов регионального оператора в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями и физическими лицами;
издание распорядительных документов (приказов, распоряжений) по вопросам деятельности регионального оператора;
назначение на должность и освобождение от должности работников регионального оператора;
распределение обязанностей между заместителями руководителя;
обеспечение условий работы для иных органов управления регионального оператора и реализации их решений;
подписание с правом первой подписи финансовых документов регионального оператора;
открытие расчетных и других счетов регионального оператора в банках;
выдача доверенности от имени регионального оператора;
совершение иных действий, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции иных органов управления регионального оператора.
5.15. При создании регионального оператора рекомендуется установить порядок осуществления учредителем и попечительским советом постоянного мониторинга финансовой устойчивости регионального оператора в соответствии со статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.16. Рекомендуется организовать проведение общественного контроля деятельности регионального оператора.
5.17. Задачей общественного контроля рекомендуется определить содействие гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, организациям в получении информации о деятельности регионального оператора, представлении и согласовании их интересов, защите их прав в связи с деятельностью регионального оператора, а также иные задачи, решение которых будет способствовать повышению открытости и эффективности деятельности регионального оператора.
6. Назначение на должность руководителя регионального оператора
6.1. В соответствии с положениями статьи 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации руководитель регионального оператора назначается на должность по результатам открытого конкурса (далее - конкурс).
6.2. Организатором конкурса рекомендуется определять уполномоченный исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта (далее - организатор конкурса), которым осуществляется формирование конкурсной комиссии.
6.3. Организатору конкурса рекомендуется размещать на официальных сайтах организатора конкурса и регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет, официальный сайт регионального оператора) информационное сообщение о проведении конкурса на замещение вакантной должности, об условиях трудовой деятельности, обстоятельствах, препятствующих назначению на должность руководителя регионального оператора и порядке проверки соответствия обязательным квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
6.4. Решение о проведении конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора рекомендуется принимать не позднее 15 календарных дней с момента освобождения от занимаемой должности предыдущего руководителя регионального оператора, либо не позднее 45 календарных дней до истечения срока действия трудового договора, заключенного с руководителем регионального оператора.
6.5. Информацию о проведении конкурса рекомендуется направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не позднее 3 календарных дней с момента размещения информационного сообщения о проведении конкурса.
6.6. В содержании информационного сообщения о проведении конкурса рекомендуется отражать:
наименование, основные направления деятельности и сведения о местонахождении регионального оператора;
квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности руководителя регионального оператора;
дату, время начала и окончания приема заявок;
адрес, по которому осуществляется прием заявок, контактные данные, по которым будет осуществляться консультирование по вопросу проведения конкурса;
перечень документов, подаваемых кандидатами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы комиссии и подведения итогов конкурса;
способ уведомления кандидатов и победителя об итогах конкурса.
6.7. При проведении конкурсных процедур рекомендуется предусмотреть участие в конкурсе не менее двух кандидатов для признания его состоявшимся и проводить конкурс в три этапа: анализ анкетных данных, квалификационный экзамен и собеседование.
6.8. Рекомендуется на первом этапе конкурса определять соответствие кандидатов установленным требованиям и формировать список кандидатов, допущенных к дальнейшему участию в конкурсе.
6.9. Второй этап конкурса рекомендуется проводить в форме квалификационного экзамена в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
6.10. На третьем этапе конкурса рекомендуется проводить собеседование кандидатов, успешно прошедших первый и второй этапы, с членами конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии могут задавать кандидатам вопросы с целью выявления их профессиональных знаний, навыков, опыта, оценки трудовой деятельности (в том числе особенностей трудовой деятельности, причин и характера смены работы, значимых результатов и достижений), а также оценки деловых и личностных качеств кандидатов.
6.11. Проведение конкурсных процедур и принятие решения об итогах конкурса конкурсной комиссией рекомендуется осуществлять в срок не более 15 календарных дней с даты окончания приема заявлений, указанной в информационном сообщении о проведении конкурса.
6.12. В состав конкурсной комиссии рекомендуется включать представителя органа государственного жилищного надзора, представителей общественных организаций, осуществляющих контроль в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендуется предусмотреть нечетную численность членов конкурсной комиссии (не менее 5 человек).
6.13. Заседание конкурсной комиссии рекомендуется считать правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.
6.14. По итогам проведения конкурса комиссии рекомендуется принимать одно из следующих решений:
признание победителем конкурса одного из кандидатов, участвующих в конкурсе;
признание конкурса несостоявшимся.
6.15. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса рекомендуется принимать с учетом результатов квалификационного экзамена. Не рекомендуется определять победителем кандидата, не прошедшего квалификационный экзамен либо признанного несоответствующим квалификационным требованиям по результатам такого квалификационного экзамена.
6.16. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса рекомендуется принимать открытым голосованием большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим рекомендуется определить голос председателя конкурсной комиссии.
6.17. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии рекомендуется оформлять протоколом заседания конкурсной комиссии, который рекомендуется подписывать председателем, секретарем конкурсной комиссии и членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании. Решение конкурсной комиссии рекомендуется считать основанием для назначения кандидата на должность руководителя регионального оператора.
6.18. О результатах проведения конкурса кандидатов рекомендуется информировать не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией. Информацию об итогах проведения конкурса рекомендуется размещать в сети Интернет на официальных сайтах организатора конкурса и регионального оператора.
7. Взаимодействие регионального оператора с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями
7.1. В целях определения порядка взаимодействия регионального оператора с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с иными организациями, в случаях, когда такое взаимодействие предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по вопросам капитального ремонта, рекомендуется разработать регламент взаимодействия, который утверждается правлением регионального оператора и размещается на официальном сайте регионального оператора.
7.2. Применительно к деятельности по организации и планированию осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также к деятельности по осуществлению закупок для административно-хозяйственных нужд регионального оператора, в том числе для обеспечения его текущей деятельности, рекомендуется разрабатывать отдельный регламент.
7.3. При осуществлении взаимодействия регионального оператора с иными организациями рекомендуется учитывать наличие возможного конфликта интересов участников такого взаимодействия.
8. Организация взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме
8.1. В целях организации взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора рекомендуется разработать Регламент взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - Регламент), который принимается решением высшего органа управления регионального оператора, к полномочиям которого относится принятие таких решений в соответствии с уставом регионального оператора, и разместить на официальном сайте регионального оператора. Рекомендации к содержанию Регламента, а также к порядку организации взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
8.2. На официальном сайте регионального оператора рекомендуется разместить:
сведения о региональном операторе и государственных органах, осуществляющих контроль за его деятельностью;
информацию о нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению капитального ремонта региональным оператором;
информацию, носящую разъяснительный, уведомительный и отчетный для регионального оператора характер относительно возможных обращений к региональному оператору собственников помещений в многоквартирных домах при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
иные сведения, подлежащие размещению в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
8.3. Рекомендуется предусмотреть следующие способы представления региональным оператором информации собственникам помещений и иным заинтересованным лицам:
размещение информации на официальном сайте регионального оператора, в том числе путем размещения часто задаваемых вопросов и ответов на них по вопросам капитального ремонта;
представление письменных разъяснений по письменным обращениям собственников помещений по почтовому адресу, указанному собственником помещения в своем обращении, по которому направляется ответ;
представление ответа на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении;
издание буклетов для собственников помещений и способы их распространения;
представление устных разъяснений в ходе личного приема собственников помещений руководителем регионального оператора или уполномоченными на то лицами;
представление разъяснений по телефону "горячей линии" регионального оператора.
8.4. Рекомендуется предусматривать следующие способы направления региональным оператором уведомлений собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - способы направления уведомлений):
размещение уведомлений на официальном сайте регионального оператора;
размещение уведомлений на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
размещение уведомлений в платежном документе, на основании которого вносится плата за капитальный ремонт.
8.5. Региональному оператору рекомендуется обеспечить наблюдение за ходом проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с размещением фото- и (или) видеоотчетов о проведенном капитальном ремонте на официальном сайте регионального оператора.
9. Контроль за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности, обеспечение публичности результатов такого контроля
9.1. При установлении нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка контроля за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности регионального оператора и определении исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять контроль за соответствием деятельности регионального оператора требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, субъектам Российской Федерации рекомендуется учитывать, что в соответствии с:
частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением региональным оператором обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, относится к государственному жилищному надзору, осуществляемому органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493;
частью 3 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за использованием региональным оператором средств регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований осуществляют органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований, Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
пунктом 1 части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
пунктом 8 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за целевым расходованием региональным оператором денежных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, уплачиваемых на счет (счета) регионального оператора, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется в соответствии с порядком осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определяющим также порядок осуществления контроля за целевым расходованием и обеспечением сохранности средств на специальных счетах.
9.2. В целях усиления контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям субъектам Российской Федерации рекомендуется возложить контроль за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности регионального оператора, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта (далее - уполномоченный орган).
9.3. Субъектам Российской Федерации при установлении нормативным правовым актом порядка контроля деятельности регионального оператора рекомендуется определить:
полномочия уполномоченного органа по контролю за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора;
порядок координации действий уполномоченного органа и иных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими проверок деятельности регионального оператора;
порядок информационного обмена между уполномоченным органом и иными исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
9.4. Рекомендуется предусмотреть, что уполномоченный орган осуществляет контроль за работой регионального оператора в части:
выполнения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, фонды капитального ремонта которых формируются на счете (счетах) регионального оператора, в соответствии с перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, краткосрочным планом ее реализации;
полноты и своевременности осуществления региональным оператором действий, обеспечивающих реализацию региональной программы капитального ремонта;
соответствия указанных действий регионального оператора требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к размеру предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;
соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора в отношении объема средств, расходуемых региональным оператором на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, из средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде;
соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к порядку и условиям размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора;
соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к порядку и срокам перечисления денежных средств в размере фонда капитального ремонта на специальный счет;
соблюдения установленных жилищным законодательством Российской Федерации требований к своевременности и полноте расчетов регионального оператора по договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
9.5. В целях обеспечения осуществления уполномоченным органом контроля за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора рекомендуется установить ежеквартальное предоставление региональным оператором отчетов в электронном виде, установив уполномоченным органом сроки и форму их предоставления.
9.6. Плановые и внеплановые проверки деятельности регионального оператора рекомендуется осуществлять в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
9.7. Порядок проведения проверки регионального оператора органами государственного жилищного надзора рекомендуется осуществлять в соответствии с частью 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
9.8. По результатам проверки рекомендуется оформлять письменный акт проверки, содержащий перечень вопросов, ставших предметом проверки, выявленных нарушений, предложений о мерах, которые должны быть приняты в целях устранения и предотвращения нарушений, в том числе в части привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
9.9. Позицию регионального оператора по акту проверки рекомендуется направлять в уполномоченный орган в сроки, определенные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации.
9.10. В целях обеспечения публичности результатов контроля деятельности регионального оператора субъектам Российской Федерации рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требования к составлению и опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет годового отчета о результатах контроля за соответствием деятельности регионального оператора требованиям жилищного законодательства Российской Федерации в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и финансового контроля деятельности регионального оператора в пределах предоставленных уполномоченному органу полномочий.
9.11. В целях обеспечения публичности деятельности регионального оператора, а также выполнения требований, предусмотренных частью 4 статьи 187 Жилищного кодекса Российской Федерации, рекомендуется установить нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительные требования о раскрытии информации о деятельности регионального оператора, в том числе о размещении на официальном сайте регионального оператора и обеспечении открытого доступа любому заинтересованному лицу к:
любого рода отчетам, подготавливаемым региональным оператором в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, регулирующими вопросы проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
информации о решениях, принимаемых попечительским советом и правлением;
информации о результатах проверок деятельности регионального оператора.
9.12. Субъектам Российской Федерации в целях обеспечения соответствия деятельности региональных операторов требованиям жилищного законодательства Российской Федерации рекомендуется:
при утверждении сметы расходов на содержание регионального оператора и оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора учитывать необходимость формирования в штатном расписании регионального оператора подразделения по обеспечению внутреннего контроля;
обеспечить создание и внедрение региональными операторами системы внутреннего контроля;
установить периодичность рассмотрения отчетов по внутреннему контролю на заседаниях попечительского совета регионального оператора не реже одного раза в год.
9.13. Субъектам Российской Федерации рекомендуется установить периодичность рассмотрения отчетов о деятельности регионального оператора на заседаниях высших исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год. При рассмотрении соответствующих отчетов рекомендуется обеспечить участие представителей уполномоченного органа, других государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих контроль за деятельностью регионального оператора и проводивших за отчетный период соответствующие проверки, а также представителей общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих общественный жилищный контроль.
10. Учет фонда капитального ремонта региональным оператором
10.1. Рекомендуется обеспечить ведение учета средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, на счете, счетах регионального оператора преимущественно в электронной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.