Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 4 октября 2018 г. N 645/пр
Методические рекомендации
по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при создании специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), и обеспечении их деятельности. Настоящие методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.
2. Организационные основы деятельности регионального оператора
2.1. Полномочия учредителя (учредителей) регионального оператора от имени субъекта Российской Федерации целесообразно реализовывать органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции управления имуществом, жилищно-коммунальным хозяйством, строительством, на основании решения, принимаемого в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого будет осуществлять деятельность региональный оператор.
2.2. Рекомендуется создавать одного регионального оператора, функционирующего на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда необходимость создания на территории субъекта Российской Федерации нескольких региональных операторов обусловлена:
существенным различием климатических условий в рамках территории субъекта Российской Федерации;
особенностями административно-территориального деления субъекта Российской Федерации (например, наличием закрытых административно-территориальных объединений).
2.3. В случае принятия решения о создании нескольких региональных операторов рекомендуется определять территорию их деятельности с учетом необходимости функционирования одного регионального оператора на территории муниципального образования.
2.4. Создание регионального оператора рекомендуется осуществлять без ограничения срока его деятельности.
3. Цели, функции и полномочия регионального оператора
3.1. Функции регионального оператора рекомендуется определять в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.2. Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и уставом регионального оператора рекомендуется предусмотреть дополнительные функции связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.3. При определении видов деятельности регионального оператора рекомендуется исключить возможность осуществления им предпринимательской или иной направленной на получение прибыли деятельности во избежание возникновения дополнительных рисков привлечения регионального оператора к гражданской ответственности, за исключением случаев, указанных в пункте 3.4 настоящих методических рекомендаций.
3.4. В качестве возможных видов деятельности регионального оператора, приносящей доход, возможно предусмотреть деятельность регионального оператора по реализации мер, направленных на исполнение в субъекте Российской Федерации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или иные виды деятельности, приносящей доход и способствующей сокращению расходов бюджета субъекта Российской Федерации на содержание регионального оператора. При этом рекомендуется предусматривать в уставе регионального оператора условия об осуществлении отдельного учета по таким видам деятельности.
4. Имущество регионального оператора, финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора
4.1. Имущество регионального оператора рекомендуется формировать за счет источников, указанных в части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также иных не запрещенных законом источников.
4.2. В качестве дополнительных источников формирования имущества регионального оператора рекомендуется предусматривать доходы от предпринимательской деятельности, в случае если уставом регионального оператора предусмотрена возможность осуществления им предпринимательской деятельности,
4.3. С учетом установленного частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации запрета на использование средств, формирующих фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение текущей деятельности регионального оператора (оплату труда работников регионального оператора, административные, хозяйственные и прочие расходы, необходимые для обеспечения работы регионального оператора и выполнения уставных задач), рекомендуется ежегодно при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать достаточный размер бюджетных ассигнований на предоставление субсидий для обеспечения текущей деятельности регионального оператора в виде регулярных поступлений (взносов) с учетом необходимости выполнения обязанностей регионального оператора перед собственниками, установленных статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.3.1. При расчете размера бюджетных ассигнований рекомендуется учитывать:
объем работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, запланированный в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) на предстоящий год;
территориальную удаленность объектов от столицы субъекта Российской Федерации;
оснащенность (транспорт, помещения, иные основные средства) и достаточность штатной численности для выполнения уставных задач и обязанностей регионального оператора;
объем расходов на исполнение региональным оператором обязанностей, предусмотренных статьями 171 и 183 Жилищного кодекса Российской Федерации;
объем расходов на ведение претензионно-исковой работы в отношении неплательщиков;
иные обстоятельства, которые могут препятствовать безусловному выполнению региональной программы капитального ремонта.
4.3.2. Порядок и сроки таких поступлений рекомендуется определять в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации. При этом размер средств, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, рекомендуется определять на основании предложений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта.
5. Органы управления регионального оператора
5.1. В структуре органов управления регионального оператора рекомендуется предусмотреть образование высшего коллегиального исполнительного органа управления (далее - правление) и единоличного исполнительного органа управления (далее - руководитель), а также коллегиального органа надзора (далее - попечительский совет), создание которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
5.2. Рекомендуется предусмотреть наделение учредителя регионального оператора или лица, реализующего полномочия учредителя, следующими полномочиями:
утверждение устава регионального оператора;
образование органов управления регионального оператора и досрочное прекращение их полномочий;
определение приоритетных направлений деятельности регионального оператора, принципов формирования и использования его имущества.
5.3. Председателя попечительского совета, а также состав попечительского совета рекомендуется назначать на должность и освобождать от должности решением учредителя или лица, реализующего полномочия учредителя, с определением срока полномочий, который целесообразно определять не более 5 лет.
5.4. В состав попечительского совета рекомендуется включать представителей:
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации;
общественной палаты субъекта Российской Федерации.
5.5. Рекомендуется предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий попечительского совета на основании представлений тех организаций или органов, которыми они ранее были предложены к назначению.
5.6. Исходя из того, что в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" попечительский совет регионального оператора осуществляет надзор за деятельностью регионального оператора, принятием другими органами управления регионального оператора решений и обеспечением их исполнения, использованием средств регионального оператора, соблюдением региональным оператором законодательства Российской Федерации, к компетенции попечительского совета рекомендуется отнести:
рассмотрение информации по вопросам осуществления деятельности регионального оператора, исполнения решений, принятых органами управления регионального оператора, а также выработку рекомендаций для органов управления регионального оператора по итогам рассмотрения вопросов на заседаниях попечительского совета;
рассмотрение результатов мониторинга исполнения региональной программы капитального ремонта, реализуемой региональным оператором;
принятие решений об одобрении или об отказе в одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
утверждение аудиторской организации, отобранной на конкурсной основе, для проведения ежегодного обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора, а также рассмотрение и принятие решений по результатам ревизий и иных проверок деятельности регионального оператора;
рассмотрение не реже одного раза в полгода информации правления о результатах деятельности регионального оператора и выработку своих рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации;
осуществление иных надзорных полномочий, предусмотренных уставом регионального оператора.
5.7. Рекомендуется утвердить решением попечительского совета внутренний документ регионального оператора (положение, регламент или иной документ), устанавливающий сроки, порядок созыва и проведения заседаний попечительского совета, правления.
5.8. В целях организационно-технического обеспечения деятельности попечительского совета и правления рекомендуется предусматривать назначение секретаря попечительского совета и правления (далее - секретарь), к функциям которого целесообразно отнести:
организационно-техническое обеспечение деятельности попечительского совета и правления;
представление на утверждение председателем попечительского совета и правления повестки дня заседания;
уведомление членов попечительского совета и правления о месте, времени, дате и повестке дня заседания;
организация подготовки материалов к заседаниям;
оформление протоколов заседаний.
5.9. При определении порядка деятельности попечительского совета рекомендуется предусмотреть:
возможность созыва заседаний попечительского совета председателем или не менее чем одной третью членов попечительского совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;
легитимность решений попечительского совета, если на заседании присутствует не менее половины членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих, за исключением случаев внесения предложений по изменению устава попечительским советом регионального оператора, решения по которым принимаются, если за них проголосовало не менее трех четвертей от числа действующих членов попечительного совета;
возможность проведения заочного голосования по вопросам повестки заседания попечительского совета по инициативе председателя попечительского совета или не менее чем одной трети членов попечительского совета;
проведение заседаний попечительского совета председателем попечительского совета соответственно, а в его отсутствие - лицом, уполномоченным председателем;
право членов иных органов управления регионального оператора присутствовать на заседаниях попечительского совета и выступать по всем вопросам, включенным в повестку заседания по согласованию с председателем попечительского совета;
оформление решений попечительского совета протоколом, который подписывается председательствующим на заседании попечительского совета и секретарем;
обязательность выполнения решений попечительского совета для правления и единоличного исполнительного органа регионального оператора;
хранение протоколов заседаний попечительского совета в течение трех лет в порядке, установленном уставом регионального оператора;
возможность созыва заседания попечительского совета по требованию аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора;
запрет на передачу полномочий попечительского совета иным органам управления регионального оператора;
право попечительского совета запрашивать любую необходимую информацию от правления и руководителя;
запрет для членов попечительского совета на участие в деятельности иных органов регионального оператора.
5.10. При формировании правления и определении порядка его деятельности рекомендуется предусмотреть:
регламентацию деятельности правления, в том числе установление сроков, порядка созыва и проведения заседаний правления в соответствии с уставом регионального оператора;
легитимность решений правления, если на заседании присутствует не менее двух третей членов и решение поддержано двумя третями голосов от числа присутствующих членов правления;
ведение на заседании секретарем протокола, который представляется членам правления, в попечительский совет, в аудиторскую организацию, которая проводит ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности регионального оператора;
проведение заседаний правления председателем правления или уполномоченным им лицом;
подписание протоколов заседаний правления председательствующим на соответствующем заседании правления и секретарем.
5.11. При определении полномочий правления рекомендуется предусмотреть наделение его следующими полномочиями:
внесение предложений об изменениях в устав регионального оператора;
утверждение организационной структуры, штатного расписания регионального оператора, определение правил внутреннего трудового распорядка (права и обязанности работников, размер и формы оплаты труда работников) регионального оператора, утверждение положений о структурных подразделениях регионального оператора либо делегирование этих полномочий руководителю;
утверждение финансового плана доходов и расходов (бюджета) регионального оператора, в том числе сметы административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение и утверждение предложений по привлечению дополнительных источников финансирования в случае наделения регионального оператора дополнительными функциями, помимо функций, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
подготовка годового отчета регионального оператора и направление его в попечительский совет и учредителю.
5.12. Рекомендуется включать руководителя в состав правления по должности.
5.13. Назначение руководителя, освобождение его от должности, определение срока его полномочий рекомендуется осуществлять решением учредителя, лица, реализующего полномочия учредителя или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
5.14. При определении полномочий руководителя рекомендуется предусмотреть наделение его следующими полномочиями:
осуществление действий от имени регионального оператора и представление без доверенности интересов регионального оператора в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями и физическими лицами;
издание распорядительных документов (приказов, распоряжений) по вопросам деятельности регионального оператора;
назначение на должность и освобождение от должности работников регионального оператора;
распределение обязанностей между заместителями руководителя;
обеспечение условий работы для иных органов управления регионального оператора и реализации их решений;
подписание с правом первой подписи финансовых документов регионального оператора;
открытие расчетных и других счетов регионального оператора в банках;
выдача доверенности от имени регионального оператора;
совершение иных действий, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции иных органов управления регионального оператора.
5.15. При создании регионального оператора рекомендуется установить порядок осуществления учредителем и попечительским советом постоянного мониторинга финансовой устойчивости регионального оператора в соответствии со статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.16. Рекомендуется организовать проведение общественного контроля деятельности регионального оператора.
5.17. Задачей общественного контроля рекомендуется определить содействие гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, организациям в получении информации о деятельности регионального оператора, представлении и согласовании их интересов, защите их прав в связи с деятельностью регионального оператора, а также иные задачи, решение которых будет способствовать повышению открытости и эффективности деятельности регионального оператора.
6. Назначение на должность руководителя регионального оператора
6.1. В соответствии с положениями статьи 178.1 Жилищного кодекса Российской Федерации руководитель регионального оператора назначается на должность по результатам открытого конкурса (далее - конкурс).
6.2. Организатором конкурса рекомендуется определять уполномоченный исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта (далее - организатор конкурса), которым осуществляется формирование конкурсной комиссии.
6.3. Организатору конкурса рекомендуется размещать на официальных сайтах организатора конкурса и регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет, официальный сайт регионального оператора) информационное сообщение о проведении конкурса на замещение вакантной должности, об условиях трудовой деятельности, обстоятельствах, препятствующих назначению на должность руководителя регионального оператора и порядке проверки соответствия обязательным квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
6.4. Решение о проведении конкурса на замещение должности руководителя регионального оператора рекомендуется принимать не позднее 15 календарных дней с момента освобождения от занимаемой должности предыдущего руководителя регионального оператора, либо не позднее 45 календарных дней до истечения срока действия трудового договора, заключенного с руководителем регионального оператора.
6.5. Информацию о проведении конкурса рекомендуется направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не позднее 3 календарных дней с момента размещения информационного сообщения о проведении конкурса.
6.6. В содержании информационного сообщения о проведении конкурса рекомендуется отражать:
наименование, основные направления деятельности и сведения о местонахождении регионального оператора;
квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности руководителя регионального оператора;
дату, время начала и окончания приема заявок;
адрес, по которому осуществляется прием заявок, контактные данные, по которым будет осуществляться консультирование по вопросу проведения конкурса;
перечень документов, подаваемых кандидатами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы комиссии и подведения итогов конкурса;
способ уведомления кандидатов и победителя об итогах конкурса.
6.7. При проведении конкурсных процедур рекомендуется предусмотреть участие в конкурсе не менее двух кандидатов для признания его состоявшимся и проводить конкурс в три этапа: анализ анкетных данных, квалификационный экзамен и собеседование.
6.8. Рекомендуется на первом этапе конкурса определять соответствие кандидатов установленным требованиям и формировать список кандидатов, допущенных к дальнейшему участию в конкурсе.
6.9. Второй этап конкурса рекомендуется проводить в форме квалификационного экзамена в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
6.10. На третьем этапе конкурса рекомендуется проводить собеседование кандидатов, успешно прошедших первый и второй этапы, с членами конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии могут задавать кандидатам вопросы с целью выявления их профессиональных знаний, навыков, опыта, оценки трудовой деятельности (в том числе особенностей трудовой деятельности, причин и характера смены работы, значимых результатов и достижений), а также оценки деловых и личностных качеств кандидатов.
6.11. Проведение конкурсных процедур и принятие решения об итогах конкурса конкурсной комиссией рекомендуется осуществлять в срок не более 15 календарных дней с даты окончания приема заявлений, указанной в информационном сообщении о проведении конкурса.
6.12. В состав конкурсной комиссии рекомендуется включать представителя органа государственного жилищного надзора, представителей общественных организаций, осуществляющих контроль в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Рекомендуется предусмотреть нечетную численность членов конкурсной комиссии (не менее 5 человек).
6.13. Заседание конкурсной комиссии рекомендуется считать правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.
6.14. По итогам проведения конкурса комиссии рекомендуется принимать одно из следующих решений:
признание победителем конкурса одного из кандидатов, участвующих в конкурсе;
признание конкурса несостоявшимся.
6.15. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса рекомендуется принимать с учетом результатов квалификационного экзамена. Не рекомендуется определять победителем кандидата, не прошедшего квалификационный экзамен либо признанного несоответствующим квалификационным требованиям по результатам такого квалификационного экзамена.
6.16. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса рекомендуется принимать открытым голосованием большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим рекомендуется определить голос председателя конкурсной комиссии.
6.17. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии рекомендуется оформлять протоколом заседания конкурсной комиссии, который рекомендуется подписывать председателем, секретарем конкурсной комиссии и членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании. Решение конкурсной комиссии рекомендуется считать основанием для назначения кандидата на должность руководителя регионального оператора.
6.18. О результатах проведения конкурса кандидатов рекомендуется информировать не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией. Информацию об итогах проведения конкурса рекомендуется размещать в сети Интернет на официальных сайтах организатора конкурса и регионального оператора.
7. Взаимодействие регионального оператора с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями
7.1. В целях определения порядка взаимодействия регионального оператора с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с иными организациями, в случаях, когда такое взаимодействие предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по вопросам капитального ремонта, рекомендуется разработать регламент взаимодействия, который утверждается правлением регионального оператора и размещается на официальном сайте регионального оператора.
7.2. Применительно к деятельности по организации и планированию осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также к деятельности по осуществлению закупок для административно-хозяйственных нужд регионального оператора, в том числе для обеспечения его текущей деятельности, рекомендуется разрабатывать отдельный регламент.
7.3. При осуществлении взаимодействия регионального оператора с иными организациями рекомендуется учитывать наличие возможного конфликта интересов участников такого взаимодействия.
8. Организация взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме
8.1. В целях организации взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора рекомендуется разработать Регламент взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - Регламент), который принимается решением высшего органа управления регионального оператора, к полномочиям которого относится принятие таких решений в соответствии с уставом регионального оператора, и разместить на официальном сайте регионального оператора. Рекомендации к содержанию Регламента, а также к порядку организации взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора приведены в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
8.2. На официальном сайте регионального оператора рекомендуется разместить:
сведения о региональном операторе и государственных органах, осуществляющих контроль за его деятельностью;
информацию о нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению капитального ремонта региональным оператором;
информацию, носящую разъяснительный, уведомительный и отчетный для регионального оператора характер относительно возможных обращений к региональному оператору собственников помещений в многоквартирных домах при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
иные сведения, подлежащие размещению в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
8.3. Рекомендуется предусмотреть следующие способы представления региональным оператором информации собственникам помещений и иным заинтересованным лицам:
размещение информации на официальном сайте регионального оператора, в том числе путем размещения часто задаваемых вопросов и ответов на них по вопросам капитального ремонта;
представление письменных разъяснений по письменным обращениям собственников помещений по почтовому адресу, указанному собственником помещения в своем обращении, по которому направляется ответ;
представление ответа на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении;
издание буклетов для собственников помещений и способы их распространения;
представление устных разъяснений в ходе личного приема собственников помещений руководителем регионального оператора или уполномоченными на то лицами;
представление разъяснений по телефону "горячей линии" регионального оператора.
8.4. Рекомендуется предусматривать следующие способы направления региональным оператором уведомлений собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - способы направления уведомлений):
размещение уведомлений на официальном сайте регионального оператора;
размещение уведомлений на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.