Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по созданию специализированных
некоммерческих организаций,
осуществляющих деятельность,
направленную на обеспечение
проведения капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных
домах, и обеспечению их деятельности
Рекомендации
к порядку организации взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также к содержанию регламента взаимоотношений с собственниками помещений
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации содержат:
рекомендуемую к учету информацию о видах отношений по вопросам капитального ремонта, возникающих между региональным оператором, собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники помещений), а также лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее - лица, ответственные за содержание общего имущества) при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (далее - вопросы капитального ремонта);
рекомендации в части организации отношений между региональным оператором, собственниками помещений, а также лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества, по вопросам капитального ремонта, в том числе возникающим в связи с принятием решений по вопросам капитального ремонта региональным оператором и (или) уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (далее - уполномоченный орган);
рекомендации в части разработки региональным оператором порядка взаимоотношений по вопросам капитального ремонта с собственниками помещений, лицами, ответственными за содержание общего имущества при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (далее - Порядок);
рекомендации в части разработки региональным оператором регламента взаимоотношений по вопросам капитального ремонта с собственниками помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в целях конкретизации Порядка, в том числе установления сроков принятия региональным оператором решений в пределах его компетенции (далее - Регламент);
рекомендации для разработки региональным оператором Порядка и Регламента по следующим видам отношений, связанным с проведением капитального ремонта:
по вопросам включения в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов и видов работ, услуг по капитальному ремонту;
по вопросам внесения собственниками помещений взносов на капитальный ремонт;
по вопросам формирования фонда капитального ремонта и финансирования работ, услуг по капитальному ремонту с использованием средств фонда капитального ремонта;
по вопросам проведения капитального ремонта в многоквартирных домах с использованием средств фонда капитального ремонта;
по вопросам проведения капитального ремонта в многоквартирных домах в случаях невозможности использования средств фонда капитального ремонта;
по вопросам начала формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
при прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случаях изменения способа формирования фонда капитального ремонта по решению собственников помещений;
при прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случаях исключения многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта;
по вопросам системы учета региональным оператором фондов капитального ремонта и предоставления соответствующей информации собственникам помещений.
1.2. При разработке Порядка и Регламента региональному оператору рекомендуется руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам проведения капитального ремонта, региональной программой капитального ремонта, а также положениями иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в части, устанавливающей права и обязанности регионального оператора и собственников помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также положениями устава регионального оператора, муниципальных правовых актов и решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание собственников помещений) в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. О регламенте взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам капитального ремонта при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора
2.1. В целях организации взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора рекомендуется разработать и утвердить Регламент, а также разместить его на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт регионального оператора).
2.2. В Регламент рекомендуется включить:
сведения о региональном операторе и органах государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью регионального оператора;
информацию о нормативном правовом регулировании деятельности регионального оператора по организации и проведению капитального ремонта;
сведения о месте размещения региональным оператором разъяснений, уведомлений и отчетов о его деятельности;
виды и способы направления обращений в адрес регионального оператора собственниками помещений и лицами, ответственными за содержание общего имущества, по вопросам формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и проведения капитального ремонта (далее - обращения по вопросам капитального ремонта);
сроки рассмотрения региональным оператором обращений по вопросам капитального ремонта;
способы представления региональным оператором ответов на обращения по вопросам капитального ремонта.
2.3. В состав сведений о региональном операторе и иных органах, осуществляющих контроль за деятельностью регионального оператора, рекомендуется включить:
наименование регионального оператора, место его нахождения, почтовый адрес для письменных обращений, время приема собственников помещений, контактные телефоны (в том числе телефона "горячей линии"), адрес официального сайта регионального оператора, адрес электронной почты, место и сроки размещения годового отчета регионального оператора и аудиторского заключения о его деятельности;
наименование уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям в соответствии с частью 1 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, его место нахождения, почтовый адрес для письменных обращений, контактные телефоны, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), адрес электронной почты;
наименование уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, который в соответствии с частью 2 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
2.4. В информацию о нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению капитального ремонта региональным оператором рекомендуется включить перечень федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов, которыми утверждены краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта, регулирующих деятельность регионального оператора по вопросам, связанным с формированием фонда капитального ремонта в многоквартирных домах на счете регионального оператора, и направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе о размещении сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Система) в соответствии с частью 2 статьи 167 и частью 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2.5. В целях сокращения количества обращений собственников помещений и лиц, ответственных за содержание общего имущества, к региональному оператору по вопросам капитального ремонта в Регламенте рекомендуется указать:
место размещения региональным оператором информации о правах и обязанностях регионального оператора и собственников помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также иной информации, перечень которой определяется в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации;
место и сроки размещения региональным оператором ежеквартального отчета, содержащего сведения, включаемые в систему учета фонда капитального ремонта многоквартирного дома, формируемого на счете регионального оператора в соответствии с частями 2 и 3.1 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации;
место размещения региональным оператором разъяснений по наиболее часто задаваемым собственниками помещений и лицами, ответственными за содержание общего имущества, вопросам капитального ремонта, а также вопросам, касающимся формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
место размещения региональным оператором информации о формах и порядке обучения собственников помещений по вопросам капитального ремонта.
2.6. В Регламенте рекомендуется предусмотреть следующие способы обращений к региональному оператору собственников помещений и лиц, ответственных за содержание общего имущества:
письменные обращения, направленные по почтовому адресу регионального оператора;
обращения в форме электронного документа, направленные по электронной почте регионального оператора или полученные через официальный сайт регионального оператора;
устные обращения, поступившие по телефону "горячей линии" регионального оператора;
обращения в ходе личного приема граждан руководителем регионального оператора или уполномоченными сотрудниками регионального оператора.
2.7. Прием граждан рекомендуется вести с помощью электронной системы управления очередью (при наличии) или по предварительной записи. Предварительную запись рекомендуется осуществлять по телефону или при личном обращении граждан, а при наличии технической возможности - с использованием электронной почты. Предварительную запись рекомендуется осуществлять путем внесения информации в книги записи граждан, которые ведутся на бумажных или электронных носителях. Заявителю рекомендуется сообщать время приема документов и номер кабинета, в который следует обратиться. При личном обращении рекомендуется выдавать заявителю талон-подтверждение.
2.8. В Регламенте рекомендуется предусмотреть сроки рассмотрения обращений собственников помещений и лиц, ответственных за содержание общего имущества, в зависимости от способов и видов обращений к региональному оператору.
2.9. В Регламенте рекомендуется предусмотреть следующие способы представления региональным оператором информации собственникам помещений:
размещение информации на официальном сайте регионального оператора, в том числе путем размещения типовых вопросов и ответов по вопросам капитального ремонта;
представление письменного ответа на обращение на бумажном носителе по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному собственником помещения в обращении;
издание информационных буклетов, брошюр для собственников помещений и способы их распространения;
представление устных разъяснений в ходе личного приема собственников помещений руководителем регионального оператора или уполномоченными сотрудниками регионального оператора;
представление разъяснений по телефону "горячей линии" регионального оператора;
представление справки о состоянии расчетов по взносам в фонд капитального ремонта по письменному запросу собственника и иного лица, указанного в части 3 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, по почтовому адресу, указанному в письменном обращении, при этом в приложении к Регламенту целесообразно предусмотреть форму такой справки.
2.10. Рекомендуется определить в Регламенте с учетом требований жилищного законодательства Российской Федерации:
сроки принятия решений собственниками помещений в рамках установленных полномочий при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
сроки принятия решений региональным оператором в рамках установленных полномочий;
сроки и способы представления информации и документов региональным оператором и собственниками помещений при осуществлении взаимодействия.
2.11. В Регламент взаимоотношений с собственниками помещений рекомендуется включить информацию о формах, способах и имеющихся программах обучения собственников помещений по вопросам капитального ремонта.
В качестве форм обучения собственников помещений могут быть определены, в том числе:
проведение очных семинаров;
проведение семинаров в режиме онлайн-обучения (вебинары);
размещение в сети Интернет на определенных региональным оператором сайтах видеозаписей по отдельным обучающим программам;
распространение печатной продукции информационного и обучающего характера.
В качестве программ обучения собственников помещений могут быть определены в том числе обучение:
по вопросам приемки работ по капитальному ремонту и определения качества работ;
по вопросам оформления документации при проведении и приемке работ по капитальному ремонту;
о взаимоотношениях с региональным оператором по вопросам капитального ремонта;
о проведении общего собрания собственников помещений, связанных с проведением капитального ремонта;
по формам кредитования проведения капитального ремонта.
2.12. В целях обеспечения открытости информации о деятельности регионального оператора по вопросам капитального ремонта и установлении соответствующих отношений с собственниками помещений рекомендуется включить в Регламент информацию об обеспечении региональным оператором информационной открытости осуществляемой им деятельности, в том числе путем:
взаимодействия с органами общественного контроля;
создания общественных независимых комиссий с участием представителей общественной палаты, экспертов, представителей управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, специализированных потребительских кооперативов, в том числе для рассмотрения споров по проведению капитального ремонта и приемке выполненных работ, оказанных услуг;
обсуждения отношений по вопросам капитального ремонта на площадке гражданского форума, с участием депутатов в народные собрания и другие;
обсуждения отношений по вопросам капитального ремонта с использованием информационных технологий, в том числе интернет-сервисов.
3. О порядке взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам включения в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов и видов работ, услуг по капитальному ремонту
3.1. В Порядок взаимоотношений с собственниками помещений рекомендуется включить положения по информированию собственников помещений о порядке формирования и внесения изменений в региональную программу капитального ремонта, которая в соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет следующие цели:
планирование и организация проведения капитального ремонта путем определения перечня многоквартирных домов, перечня оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по капитальному ремонту (далее - работ, услуг по капитальному ремонту), плановый период проведения капитального ремонта;
планирование предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта за счет бюджетных средств (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка);
контроля своевременности проведения капитального ремонта региональным оператором, собственниками помещений.
3.2. В Порядке рекомендуется указать критерии определения перечня многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, определяемых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
3.3. В Порядке рекомендуется указать, что в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, которые на дату утверждения региональной программы капитального ремонта или ее актуализации признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Рекомендуется в Порядке указать место размещения соответствующей информации для обеспечения возможности самостоятельного ознакомления с ней собственниками помещений и лицами, ответственными за содержание общего имущества в соответствующих многоквартирных домах.
3.4. В Порядке рекомендуется отразить, что в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, в которых:
физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундаменты) превышает 70%;
совокупная стоимость услуг, работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
имеется менее 3 квартир.
При наличии таких исключений в Порядке рекомендуется указать место размещения соответствующего перечня многоквартирных домов для обеспечения возможности самостоятельного ознакомления с ним собственниками помещений и лиц, ответственных за содержание общего имущества, в соответствующих многоквартирных домах.
3.5. По вопросам очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах в Порядке рекомендуется указать критерии, которые в соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены законом субъекта Российской Федерации. Если такие критерии дифференцированы по муниципальным образованиям, в Порядке рекомендуется указать такую информацию.
3.6. В качестве обязательного критерия, определяющего первоочередной порядок проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, рекомендуется предусматривать случай первоочередного включения в региональную программу капитального ремонта многоквартирного дома, в котором требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта. В Порядке рекомендуется указать уполномоченный орган, который может предоставить собственникам помещений информацию о перечне таких многоквартирных домов, а также иную информацию, относящуюся к исполнению такого критерия очередности проведения капитального ремонта.
3.7. В Порядок рекомендуется включить случаи и порядок внесения в региональную программу капитального ремонта изменений. В соответствии с частями 4.1, 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок внесения изменений в региональную программу капитального ремонта, в том числе порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки изменений, а также порядок принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В Порядке рекомендуется указать процедуру взаимоотношений собственников помещений с органами местного самоуправления по вопросам внесения изменений в региональную программу капитального ремонта, которую рекомендуется актуализировать согласно части 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не реже, чем один раз в год.
В соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение изменений в региональную программу капитального ремонта может осуществляться как по решению общего собрания собственников, так и без такого решения.
3.8. Внесение изменений в региональную программу капитального ремонта рекомендуется осуществлять на основании решения общего собрания собственников помещений, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации
3.9. В соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более поздний, сокращение планируемого перечня видов услуг и (или) работ возможно без решения общего собрания собственников помещений в случаях, прямо предусмотренных указанной нормой, а именно:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторное оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло в случае не проведения собственниками помещений, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, капитального ремонта в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта согласно части 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.9. Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта (далее также краткосрочные планы) рекомендуется формировать исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году;
2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
3.10. В Порядок рекомендуется включить информацию о праве собственников помещений принять решение о иных работах, услугах по капитальному ремонту, не включенных в перечень работ, услуг, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, а также по изменению (увеличению) объемов и стоимости работ по капитальному ремонту, включенных в региональную программу капитального ремонта, с условием одновременного принятия общим собранием собственников помещений решения об источниках финансирования соответствующих видов, объемов и стоимости работ, за исключением использования средств регионального оператора, формируемых им для целей финансирования работ, услуг по капитальному ремонту, включенных в региональную программу капитального ремонта Собственники помещений могут в указанных целях определить иные, не запрещенные законом источники.
3.11. В Порядке рекомендуется указать перечень услуг, работ по капитальному ремонту, которые в соответствии с частью 4 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации могут определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях их финансирования за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации. При наличии информации о порядке предоставления соответствующей муниципальной поддержки в Порядке рекомендуется указать такую информацию или условия ее предоставления собственникам помещений и (или) лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
4 О порядке взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам внесения региональному оператору взносов на капитальный ремонт
4.1. Региональному оператору при подготовке информационных материалов для собственников рекомендуется указывать сведения о минимальном размере взноса на капитальный ремонт, а также взносах на капитальный ремонт в размере, превышающим минимальный взнос на капитальный ремонт, за счет которого в соответствии с частью 3 статьи 166 и частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации могут финансироваться работы, услуги по капитальному ремонту, включенные в региональную программу капитального ремонта, в части увеличения их объемов и (или) стоимости, а также работ, услуг, финансирование которых не предусмотрено за счет минимального взноса на капитальный ремонт.
4.2. В Порядке рекомендуется указать меры социальной поддержки гражданам-собственникам помещений, оказываемые на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, относительно уплаты гражданами минимального размера взноса на капитальный ремонт (далее - минимальный взнос на капитальный ремонт), установленные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
в соответствии с частью 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный взнос за капитальный ремонт включается в расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для целей предоставления гражданам - собственникам жилых помещений в многоквартирных домах субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) в соответствии с правилами предоставления таких субсидий, установленными в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи в Порядке рекомендуется указать наименование нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а также наименование нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются правила предоставления дополнительных субсидий за счет средств местного бюджета (при наличии таких актов);
в порядке, установленном в статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилого помещения, включая оплату минимального взноса на капитальный ремонт, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета. В Порядке рекомендуется указывать категории соответствующих граждан и условия получения таких компенсаций.
4.3. В Порядок рекомендуется включить информацию об обязательном внесении минимального взноса на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта на основании части 1 и 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в Порядке рекомендуется указать, что обязанность по уплате минимального взноса на капитальный ремонт возникает у собственников помещений:
в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта до официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации):
в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, который необходимо указать в Порядке (если такой срок установлен законом субъекта Российской Федерации);
по истечении 8 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (если иной срок не установлен законом субъекта Российской Федерации);
в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), - по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение 5 лет с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта;
в случаях приобретения в собственность гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями помещений в многоквартирных домах в период после их включения в региональную программу капитального ремонта (пункт 5 части 2 статьи 153, часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), - с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме. При этом при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником помещения обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
4.4. В Порядке рекомендуется указать информацию о случаях приостановления внесения или прекращения внесения собственниками помещений в многоквартирных домах минимального взноса на капитальный ремонт:
в соответствии с частями 1 и 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в случаях, когда многоквартирный дом, включенный в региональную программу капитального ремонта при ее утверждении, подлежит исключению из региональной программы капитального ремонта при актуализации региональной программы по причинам прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случаях, предусмотренных статьей 184 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение взносов на капитальный ремонт может быть приостановлено по решению регионального оператора при досрочном выполнении работ, услуг по капитальному ремонту собственниками помещений без использования средств собственников помещений, уплачиваемых ими в виде минимального взноса на капитальный ремонт и бюджетных средств, с соблюдением порядка такого приостановления.
4.5. При установлении в Порядке процедуры взаимодействия регионального оператора и собственников помещений по приостановлению внесения собственниками помещений минимального взноса на капитальный ремонт в целях зачета стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, предусмотренных к финансированию за счет минимального взноса на капитальный ремонт, но которые были выполнены (оказаны) до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока их проведения (оказания), рекомендуется руководствоваться порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях осуществления зачета стоимости досрочно выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту рекомендуется довести до собственников помещений следующую информацию:
об основаниях для обращения к региональному оператору с заявлением о зачете;
о лице, которое вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о зачете (в том числе лицо, ответственное за содержание общего имущества);
о требованиях к форме и содержанию заявления о зачете;
о документах, прилагаемых к заявлению о зачете, и требованиях к их оформлению и представлению;
о способах направления заявления о зачете;
о составе и порядке работы комиссии, созданной региональным оператором, либо о порядке работы структурного подразделения регионального оператора, занимающегося решением вопросов о зачете;
о порядке и сроке рассмотрения региональным оператором заявления о зачете и приложенных к нему документов;
о порядке проведения региональным оператором проверки представленных с заявлением о зачете документов;
о порядке проведения региональным оператором осмотра результатов выполненных работ и (или) оказанных услуг в многоквартирном доме при принятии в ходе проведения региональным оператором проверки представленных с заявлением о зачете документов решения о необходимости проведения такого осмотра;
о порядке принятия и содержание решения о зачете с указанием размера средств, подлежащих зачету, и периода освобождения собственников помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт;
об основаниях для принятия региональным оператором решения об отказе в зачете;
о сроке доведения до собственников помещений решения регионального оператора о зачете или об отказе в зачете;
о способе доведения до собственников помещений решения регионального оператора о зачете или об отказе в зачете.
4.6. В Порядке рекомендуется указать информацию о порядке начисления взносов на капитальный ремонт, оформления соответствующего платежного документа, представления его собственнику помещения:
в целях получения взносов на капитальный ремонт региональный оператор осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт одним из следующих способов:
собственными силами (рекомендуется указать структурное подразделение регионального оператора, место его нахождения, телефон, приемные часы);
путем привлечения в соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации представителей, осуществляющих расчеты для собственников помещений взносов на капитальный ремонт (далее - Представитель), которыми могут выступать организации, заключившие договор с региональным оператором на осуществление расчетов для собственников помещений взносов на капитальный ремонт, включая задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт, из числа лиц, ответственных за содержание общего имущества, или специализированных организаций, осуществляющих начисление платы за содержание жилого помещения и (или) коммунальные услуги. В указанном случае рекомендуется в Порядке назвать виды таких организаций;
путем привлечения в соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации представителя по расчетам взносов на капитальный ремонт, с которым региональный оператор заключил договор на осуществление расчетов для собственников помещений взносов на капитальный ремонт, включая задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в результате конкурсного отбора такого Представителя. В указанном случае в Порядке рекомендуется указать наименование такого Представителя, место его нахождения, телефон, часы приема по вопросам уплаты взносов на капитальный ремонт.
4.7. В соответствии с частью 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором в сроки:
установленные законом субъекта Российской Федерации;
определяемые для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации - не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления или решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (если законом субъекта Российской Федерации такие сроки не установлены).
В силу пункта 9 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт рекомендуется представлять по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт в котором вносится минимальный взнос на капитальный ремонт. Если региональный оператор предусмотрит иной порядок выставления собственникам помещений платежного документа для уплаты взносов на капитальный ремонт (по месту регистрации собственника помещения, по месту временного пребывания собственника помещения, по месту фактического проживания и т.п.), рекомендуется в Порядке указать такую информацию и соответствующие условия для применения иного порядка предоставления собственниками помещений платежных документов для внесения взносов на капитальный ремонт.
В Порядке рекомендуется включать информацию об указанных особенностях уплаты взносов и выставления платежных документов, а также нормативных документах, регулирующих этот процесс.
4.8. Вид платежного документа, на основании которого вносятся взносы на капитальный ремонт, рекомендуется определять региональному оператору. Таким образом платежным документом может быть:
отдельный платежный документ в печатном виде, выставляемый региональным оператором;
единый платежный документ в печатном виде, в состав которого включены платежи для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и информация о взносе на капитальный ремонт. При включении информации о взносе на капитальный ремонт в "единый платежный документ" рекомендуется использовать положения приказа Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг";
платежный документ, оформленный собственником помещения путем "ручного" заполнения реквизитов регионального оператора с использованием унифицированных форм банковских и иных кредитных организаций на внесение наличных денежных средств гражданами;
платежный документ в электронной форме, размещенный в системе.
В Порядке рекомендуется включать информацию о виде и примерной форме платежного документа с описанием отличительных особенностей и механизмов проверки достоверности сведений в платежном документе.
4.9. Рекомендуется включить в платежный документ на внесение взносов на капитальный ремонт следующую информацию:
наименование работ, услуг, по которой осуществляется взнос: "капитальный ремонт";
единицу измерения по виду работ, услуг, используемую при расчете размера взноса - квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме;
установленный размер минимального взноса на капитальный ремонт в расчете на единицу измерения;
сумму взноса на капитальный ремонт, исчисленную исходя из общей площади помещения;
сведения о перерасчетах суммы взноса (при обнаружении ошибок в начислениях либо в иных случаях);
сумму скидок к сумме минимального взноса на капитальный ремонт в связи с предоставлением гражданам льгот, субсидий (за исключением субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
начисленную сумму взноса на капитальный ремонт, за вычетом суммы скидок и с учетом суммы перерасчетов;
расчетный период (месяц), за который производится начисление взноса на капитальный ремонт.
сведения о сумме пеней за несвоевременную и (или) не полную уплату взносов на капитальный ремонт;
номер банковского счета и банковские реквизиты, на которые осуществляется зачисление взносов на капитальный ремонт;
номер лицевого счета (или иной идентификатор) плательщика;
уникальный штриховой код (QR-код);
возможные варианты оплаты, в том числе без комиссии (при наличии такой возможности).
4.10. В Порядке рекомендуется привести информацию о сроках исполнения собственниками помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации уплата собственниками помещений взносов на капитальный ремонт осуществляется:
в течение срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, после срока выставления платежного документа для внесения взноса на капитальный ремонт;
до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем в случае, если такой срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и если платежный документ, в том числе размещенный в Системе, представляется собственнику не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем;
в срок, установленный договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в случаях, если такой срок не определяется в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
4.11. В Порядке рекомендуется привести информацию об ответственности собственников помещений за нарушение сроков уплаты взносов на капитальный ремонт. В силу части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор применяет установленные законодательством Российской Федерации меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт, в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4.12. В Порядке рекомендуется указать способы и условия оплаты взноса на капитальный ремонт собственниками помещений, в том числе:
внесение наличных денежных средств через кассы регионального оператора, платежных агентов регионального оператора, через банки (иные кредитные организации), почту. В указанном случае региональному оператору рекомендуется указать адреса мест приема взноса региональном оператором, его платежными агентами, указать время работы касс регионального оператора, его платежных агентов, а также указать условия приема платы (с комиссией, и с указанием размера такой комиссии, или без комиссии);
оплата на расчетный счет регионального оператора с использованием расчетного счета собственника помещения в банке;
оплата с использованием "личного кабинета" на сайте официальном сайте регионального оператора. При использовании такого способа внесения взноса на капитальный ремонт рекомендуется разместить на сайте официальном сайте регионального оператора порядок регистрации в "личном кабинете", указать размер комиссии или на отсутствие взимания комиссии при внесении собственниками помещений взноса на капитальный ремонт.
5. О порядке взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам формирования фонда капитального ремонта и финансирования работ, услуг по капитальному ремонту с использованием средств фондов капитального ремонта
5.1. В Порядок рекомендуется включить положения по информированию собственников помещений об источниках и условиях финансирования региональным оператором работ, услуг, включенных в региональную программу капитального ремонта, при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 179, пунктом 4 части 2 статьи 183, статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации такими источниками являются:
платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (пункт 2 части 1, часть 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации);
доходы, полученные региональным оператором от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в кредитных организациях (часть 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации);
кредиты, займы, привлеченные региональным оператором в целях финансирования работ, услуг по капитальному ремонту (пункт 4 части 2 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации);
бюджетные средства, полученные региональным оператором в качестве мер государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта (статья 191 Жилищного кодекса Российской Федерации);
другие, не запрещенные законом источники (пункт 3 части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).
5.2. Частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, какие средства образуют фонд капитального ремонта.
В целях исполнения требований, установленных статьей 174 Жилищного кодекса Российской Федерации о целевом использовании средств фонда капитального ремонта, региональному оператору рекомендуется вести раздельный учет средств собственников, поступивших региональному оператору в фонд капитального ремонта:
в пределах суммы, поступившей исходя из размера минимального взноса на капитальный ремонт, включая пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате минимального взноса на капитальный ремонт (далее - фонд капитального ремонта, сформированный за счет минимального взноса);
в части фонда капитального ремонта, сформированного исходя из взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, и пени, уплаченных собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате такого взноса (далее - фонд капитального ремонта, сформированный за счет взноса, превышающего минимальный).
В Порядок рекомендуется включить информацию о порядке учета фондов капитального ремонта, мерах по соблюдению указанных в настоящем пункте статей и порядке получения сведений о размере такого фонда и израсходованных средствах.
5.3. В Порядке рекомендуется предусмотреть положения о том, что:
а) региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта по видам работ, услуг, в объеме и в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, сформированного в многоквартирном доме к сроку начала капитального ремонта, за счет средств фондов капитального ремонта других многоквартирных домов и других источников, указанных в пункте 5.1 настоящих рекомендаций;
б) в соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах, при формировании фонда капитального ремонта во всех таких многоквартирных домах на счете регионального оператора. Если законом субъекта Российской Федерации установлено, что такое использование средств допускается только при условии, что указанные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований;
в) в соответствии с частью 7 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме;
г) средства фонда капитального ремонта, сформированного за счет минимального взноса на капитальный ремонт, рекомендуется использовать только:
на финансирование работ по капитальному ремонту, указанных в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, и работ по капитальному ремонту, установленных законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
на погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты работ по капитальному ремонту;
на уплату процентов за пользование кредитами, займами, привлеченными региональным оператором;
на цели оплаты мероприятий и возврата собственникам помещений в случаях, указанных в части 2 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5.4. В соответствии с частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта при его формировании на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, к кредитным организациям, в которых могут открываться специальные счета для формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Такие доходы, а также средства фонда капитального ремонта, сформированного за счет взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, рекомендуется использовать только на цели, указанные в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации:
для оплаты работ, услуг по капитальному ремонту;
для оплаты разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
для оплаты услуг по строительному контролю;
на погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты работ, услуг по капитальному ремонту;
на уплату процентов за пользование привлеченными кредитами, займами;
для оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по привлеченным кредитам, займам.
Указанные положения рекомендуется изложить в Порядке.
5.5. В Порядок рекомендуется включить информацию о том, что средства фонда капитального ремонта, сформированного за счет взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, рекомендуется использовать в том числе на цели оплаты мероприятий и возврата собственникам помещений в случаях, указанных в части 2 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, или направлять в соответствии с частью 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации на финансирование любых работ, услуг по капитальному ремонту.
5.6. В Порядок рекомендуется включить информацию о возможностях и порядке осуществления капитального ремонта с применением мер государственной поддержки, муниципальной поддержки.
5.7. Необходимость привлечения региональным оператором кредитов, займов в целях реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется определять региональным оператором исходя из установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требований по обеспечению финансовой устойчивости регионального оператора и ограничений в объемах использования средств фондов капитального ремонта.
5.8. В целях информирования собственников помещений об ограничениях в условиях финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, рекомендуется в Порядке указать о таких ограничениях.
В соответствии с частью 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации региональному оператору в целях определения финансовых возможностей по обеспечению финансирования региональной программы капитального ремонта в каждом текущем году ее реализации рекомендуется исходить из установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации объема средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объема средств, предоставленных за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых капитальный ремонт предусмотрен региональной программой капитального ремонта в будущем периоде), в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. Размер такой доли рекомендуется устанавливать законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Соответственно, в Порядке рекомендуется отразить размер такой доли, а также порядок размещения региональным оператором информации об определенных региональным оператором суммах финансирования капитального ремонта на каждый текущий год.
5.9. В целях непосредственного финансирования работ, услуг по капитальному ремонту при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, для регионального оператора статьей 190 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены следующие правила:
размер предельной стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного за счет минимального взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В порядке рекомендуется указать порядок определения такого размера или размер (часть 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации);
превышение предельной стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, а также оплата услуг, работ, не включенных в региональную программу капитального ремонта, осуществляется за счет средств собственников помещений, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный (часть 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации);
основанием для перечисления региональным оператором средств по заключенному договору в оплату оказанных услуг, выполненных работ по проведению капитального ремонта является акт приемки оказанных услуг, выполненных работ (часть 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации);
региональный оператор может оплачивать в качестве аванса не более чем 30% стоимости соответствующих видов работ, услуг по капитальному ремонту, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельные виды услуг, работ по капитальному ремонту (часть 3 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Порядке рекомендуется отразить применение указанных правил (или их части).
5.10. В Порядок рекомендуется включить информацию о ежеквартальном отчете регионального оператора о размере фонда капитального ремонта в каждом многоквартирном доме, осуществленных расходах на капитальный ремонт и размере задолженности, подлежащей погашению собственниками помещений в случае финансирования региональным оператором капитального ремонта в многоквартирном доме при недостаточности средств фонда капитального ремонта.
5.11. В Порядке рекомендуется указать информацию о гарантии сохранности денежных средств, полученных региональным оператором от собственников помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, которые установлены в части 5 и части 6 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации:
на такие денежные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам регионального оператора, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, заключенных региональным оператором на основании решений общего собрания собственников помещений:
с подрядными организациями на оказание услуг, выполнение работ по капитальному ремонту;
на получение кредита или займа в целях обеспечения оплаты выполняемых работ, оказываемых услуг по капитальному ремонту, а также на оплату гарантий и поручительств по договорам на получение кредита или займа (часть 5 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае признания регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены региональным оператором от собственников помещений при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).
6. Порядок взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений при проведении капитального ремонта с использованием средств фондов капитального ремонта
6.1. В Порядок рекомендуется включить следующую информацию, касающуюся взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений при проведении капитального ремонта с использованием средств фондов капитального ремонта:
о порядке информирования региональным оператором собственников помещений о сроке и условиях проведения капитального ремонта в их многоквартирном доме в срок, установленный региональной программой капитального ремонта;
о необходимости для собственников помещений принять решение о проведении капитального ремонта в соответствии с предложением регионального оператора и последствиях непринятия такого решения;
о порядке взаимодействия с лицом, которое от имени всех собственников помещений уполномочено участвовать в приемке выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (далее - лицо, уполномоченное собственниками помещений на приемку работ, услуг или уполномоченное собственниками помещений лицо) в период проведения капитального ремонта;
о порядке приемки выполненных работ, оказанных услуг уполномоченным собственниками помещений лицом;
об ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязанностей по проведению капитального ремонта при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
6.2. В целях информирования собственников помещений о сроках и условиях проведения капитального ремонта в Порядке рекомендуется указать информацию о представлении региональным оператором предложения собственникам помещений о проведении капитального ремонта в их многоквартирном доме, состав информации, включаемой в такое предложение, сроки и способ его представления, а также об обязанности принятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта и последствия непринятия такого решения.
6.3. Срок представления региональным оператором собственникам помещений предложения о проведении капитального ремонта рекомендуется устанавливать в соответствии с частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации:
срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
или не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта (если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не установлен иной срок).
6.4. Требования к составу информации, рекомендуемой к включению в предложение о проведении капитального ремонта, установлены частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходят из части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации. В предложение проведении капитального ремонта рекомендуется включать следующую информацию:
срок начала капитального ремонта - указывается региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации);
перечень работ, услуг по капитальному ремонту - указывается региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации);
стоимость работ, услуг по капитальному ремонту - указывается региональным оператором с учетом установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации размера предельной стоимости работ, услуг по капитальному ремонту, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из размера минимального взноса на капитальный ремонт (часть 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации);
объем работ, услуг по капитальному ремонту рекомендуется указывать региональным оператором в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта, исходя из перечня и стоимости работ, услуг по капитальному ремонту;
смета расходов на капитальный ремонт;
порядок финансирования капитального ремонта с указанием сроков выплаты аванса при его наличии и сроков оплаты за выполненные работы, в том числе по этапам выполненных работ;
источники финансирования капитального ремонта, в качестве которых указываются средства фонда капитального ремонта, бюджетные субсидии в случае предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки, заемные средства (кредиты, займы) при их наличии, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, иные источники, в том числе средства регионального оператора от размещения временно свободных средств фондов капитального ремонта;
иная информация, связанная с проведением капитального ремонта, в том числе случаи дополнительного финансирования собственниками помещений работ, услуг по капитальному ремонту за счет взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, решение о внесении которого на счет регионального оператора до начала проведения капитального ремонта собственники помещении приняли ранее или вправе принять в соответствии с частью 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации: о возможности изменении стоимости услуг, работ по капитальному ремонту путем ее увеличения за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, о выполнении работ, оказании услуг, не указанных в предложении регионального оператора.
6.5. Способ представления предложения о проведении капитального ремонта рекомендуется определять региональным оператором. Рекомендуется предусмотреть, в том числе следующие способы представления указанного предложения:
размещение на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
размещение в информационной части платежного документа, на основании которого вносится взнос на капитальный ремонт;
другие способы, включая в том числе одновременное размещение на официальном сайте регионального оператора.
6.6. Информация об обязанностях собственников помещений принять решение о проведении капитального ремонта может содержать в том числе:
срок рассмотрения и принятия общим собранием собственников помещений решения о проведении капитального ремонта (часть 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации): срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или не позднее чем через три месяца с момента получения предложения регионального оператора (если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не установлен иной срок);
требования к содержанию решения общего собрания собственников помещений;
требования к форме решения общего собрания собственников помещений. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйств (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации);
обязанность лица, по инициативе которого было созвано общее собрание, представить копию протокола общего собрания собственников помещений, которым оформлено решение о проведении капитального ремонта: региональному оператору, органу местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено принятие решения о проведении капитального ремонта в случае непринятия такого решения собственниками помещений, получившими предложение регионального оператора, в управляющую организацию при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется указанными лицами;
срок представления региональному оператору, органу местного самоуправления копии протокола общего собрания собственников помещений, которым оформлено решение о проведении капитального ремонта, который определяется в соответствии с частью 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации: не позднее, чем через 3 месяца с момента получения собственниками помещений предложения от регионального оператора (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) или в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, которым устанавливается более поздний (чем указанный выше 3 месяца);
способ представления региональному оператору, органу местного самоуправления копии протокола общего собрания собственников помещений, которым оформлено решение о проведении капитального ремонта: посредством почтового отправления (заказным письмом); лично по месту нахождения регионального оператора, органа местного самоуправления.
6.7. Региональному оператору рекомендуется представить собственникам помещений информацию о необходимости принятия решения общим собранием собственников помещений о проведении капитального ремонта и о порядке оформления соответствующего решения. Такое решение рекомендуется оформлять в порядке, установленном частью 1 статьи 46 и частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанном решении рекомендуется предусмотреть наличие:
а) решения об утверждении перечня работ, услуг по капитальному ремонту, соответствующего перечню, указанному в предложении регионального оператора, за исключением работ, услуг по капитальному ремонту, выполненных (оказанных) досрочно за счет средств собственников помещений без использования средств фонда капитального ремонта, сформированного за счет минимальных взносов на капитальный ремонт и бюджетных средств.
Утвержденный собственниками помещений перечень работ, услуг по капитальному ремонту может включать дополнительные виды работ, услуг в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный (часть 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) решения об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт, которая: может соответствовать смете расходов на капитальный ремонт,
предложенной региональным оператором;
может отличаться от сметы расходов, предложенной региональным оператором, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт, превышающего минимальный, в целях: изменения материалов, используемых для выполнения работ, оказания услуг, и увеличения соответственно стоимости таких работ, услуг; увеличения объемов работ, услуг;
в) решения о сроках проведения капитального ремонта, которые рекомендуется определить в соответствии со сроком проведения работ и оказания услуг, указанным в предложении регионального оператора;
г) решения об утверждении источников финансирования капитального ремонта/в соответствии с предложением регионального оператора;
д) решения об определении лица, уполномоченного собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту: фамилия, имя, отчество (последнего - при наличии) уполномоченного лица, его контактные данные - фамилия, имя, отчество (последнего - при наличии) иного уполномоченного лица, которое в случае невозможности указанного выше уполномоченного лица участвовать в приемке оказанных услуг, выполненных работ по капитальному ремонту (по причине болезни, отсутствия и иного) сможет осуществлять соответствующие полномочия, его контактные данные;
наименование юридического лица, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов номера факсов и (при наличии) адрес электронной почты (если юридическое лицо будет определено таким уполномоченным лицом).
6.8. При информировании собственников помещений о последствиях непринятия ими решения о проведении капитального ремонта, рекомендуется указать в том числе:
а) случаи при которых решение собственников помещений о проведении капитального ремонта считается не принятым, в том числе, если:
при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме такое общее собрание не имело кворума (часть 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации);
за принятие решения о проведении капитального ремонта проголосовали собственники помещений, обладающие количеством голосов менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации);
общим собранием собственников помещений принято решение о непроведении капитального ремонта или о его проведении на условиях, не соответствующих региональной программе капитального ремонта и предложению регионального оператора (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), кроме допускаемых случаев такого несоответствия;
б) обязанность органа местного самоуправления принять решение о проведении капитального ремонта в случае непринятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта на условиях, предложенных региональным оператором;
в) лицо, обязанное довести до собственников помещений решение органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта в их многоквартирном доме;
г) срок доведения до собственников помещений решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта в их многоквартирном доме;
д) способ доведения до собственников помещений решения органа местного самоуправления о проведении капитального ремонта в их многоквартирном доме, в том числе: размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет;
размещение на официальном сайте регионального оператора, размещение на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, размещение в платежном документе, на основании которого вносится взнос на капитальный ремонт, другие способы.
6.9. В целях информирования собственников помещений об отношениях, возникающих в период проведения капитального ремонта, в Порядке рекомендуется указать сроки, способ и форму направления собственникам помещений уведомления о проведении капитального ремонта в их многоквартирном доме.
В форму уведомления региональным оператором собственников помещений рекомендуется включить следующую информацию:
сроки начала и окончания проведения каждого вида работ и оказания каждого вида услуг по капитальному ремонту в многоквартирном доме;
наименование подрядной организации, с которой региональным оператором заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) по капитальному ремонту;
планируемая дата сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
состав и порядок работы комиссии, созданной региональным оператором для целей приемки выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту;
контактная информация (телефон, адрес электронной почты), по которой собственник помещения может обратиться к региональному оператору для целей получения информации о ходе проведения капитального ремонта, для целей направления жалоб и претензий, связанных с проведением капитального ремонта.
Срок направления уведомления собственникам помещений рекомендуется определять региональному оператору;
способ направления региональным оператором уведомления собственникам помещений рекомендуется определять региональному оператору. Уведомление рекомендуется направлять в том числе следующими способами:
размещение на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме;
размещение в платежном документе, на основании которого вносится плата за капитальный ремонт;
иные способы, в том числе дополнительно к другим, например, размещение на официальном сайте регионального оператора.
6.10. В целях информирования собственников помещений о порядке приемки выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту в Порядке рекомендуется указать информацию о едином порядке приемки выполненных работ (оказанных услуг) по капитальному ремонту, независимо от того, проводится капитальный ремонт в многоквартирном доме по решению общего собрания собственников помещений или по решению органа местного самоуправления, и о непосредственной процедуре приемки выполненных работ, оказанных услуг, в рамках которой рекомендуется предусмотреть:
порядок создания региональным оператором в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, комиссии для приемки работ, услуг по капитальному ремонту с участием: представителей уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта; лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом; представителей собственников помещений в многоквартирном доме, в котором проводился капитальный ремонт, в том числе лица, уполномоченного собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту;
сроки представления региональным оператором собственникам помещений и лицу уполномоченному собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту, информации: о фактической дате окончания выполнения работ, оказания услуг по капитальному ремонту, в том числе, о датах завершения отдельных этапов работ (о промежуточных сроках выполнения работ, оказания услуг; о дате, месте и времени приемки результатов выполненных работ, оказанных услуг и дате, месте и времени подписания актов приемки выполненных работ, оказанных услуг, в том числе, актов освидетельствования скрытых работ;
о порядке согласования с лицом, уполномоченным собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту, и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, перечня документов, включая копию акта выполненных работ, оказанных услуг, которые региональный оператор передает по результатам приемки выполненных работ, оказанных услуг;
способы уведомления собственников помещений и лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, лиц, уполномоченных собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту (определяются региональным оператором), в том числе: размещение на сайте официальном регионального оператора, размещение на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, направление письменного уведомления по адресу нахождения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, лица, уполномоченного собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту.
6.11. В части взаимоотношений с собственниками помещений в части организации отношений по приемке выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту лицом, уполномоченным собственниками помещений на приемку работ, услуг по капитальному ремонту, и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (далее - уполномоченные лица), в Порядок рекомендуется включить информацию о порядке принятия выполненных работ, оказанных услуг в случаях, когда уполномоченные лица или одно из них отказываются подписания акта о приемке выполненных работ, оказанных услуг или имеют замечания по недостаткам выполненных работ, оказанных услуг. В указанных целях в Порядке рекомендуется предусмотреть:
последствия мотивированного отказа от подписания акта при указании уполномоченным лицом на недостатки результата выполненных работ (оказанных услуг), в том числе: необходимость указания уполномоченным лицом оснований для отказа от подписания акта приемки выполненных работ (оказанных услуг), перечня недостатков выполненных работ (оказанных услуг), порядок согласования и установления сроков для устранения недостатков выполненных работ (оказанных услуг)- порядок приемки и оформления акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) с участием уполномоченного лица после устранения недостатков выполненных работ (оказанных услуг);
последствия немотивированного отказа от подписания акта, либо уклонения уполномоченного лица от подписания акта, в том числе: указание на то, что немотивированный отказ от подписания акта, либо уклонение уполномоченного лица от подписания акта, не влечет невозможности признания работ выполненными, а услуг - оказанными; указание на необходимость региональному оператору в этом случае сделать запись в акте приемки выполненных работ, оказанных услуг о необоснованном отказе уполномоченного лица от подписания такого акта либо о его уклонении от подписания акта;
последствия случая, когда при оформлении акта приемки выполненных работ оказанных услуг выражено несогласие уполномоченного лица по поводу наличия, описания недостатков выполненных работ и оказанных услуг или их причин в том числе: необходимость указания уполномоченным лицом в акте замечаний с указанием работ, услуг, имеющих недостатки; право любого лица, участвующего в составлении акта, провести независимую экспертизу результатов выполненных работ, оказанных услуг, по которым имеются разногласия с уполномоченным лицом; порядок согласования и установления сроков исправления недостатков (в случае достижения согласия по их наличию и описанию или в случае подтверждения их наличия в результате независимой экспертизы); порядок последующего оформления приемки выполненных работ (оказанных услуг) с участием уполномоченного лица (после устранения недостатков или после установления в результате независимой экспертизы факта отсутствия таких недостатков).
6.12. В Порядок рекомендуется включить информацию об обязанности регионального оператора в соответствии с частью 8 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации передать лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте, в том числе копии:
проектной, сметной документации;
договоров об оказании услуг, выполнении работ по капитальному ремонту;
актов приемки оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту;
иные документы, связанные с проведением капитального ремонта (например, документы на установленное новое оборудование, приборы, устройства и т.п.), за исключением финансовых документов.
6.13. В Порядке в части ответственности регионального оператора перед собственниками помещений за выполненные работы, оказанные услуги рекомендуется предусмотреть следующую информацию:
ответственности перед собственниками помещений за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (пункт 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации);
ответственности перед собственниками помещений за качество оказанных услуг выполненных работ в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг, выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации);
порядке возмещения убытков, причиненных собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации);
ответственности субъекта Российской Федерации за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
6.14. Региональному оператору рекомендуется определить порядок обращения собственника помещения к региональному оператору в случае обнаружения последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, а также в случае причинения убытков собственнику помещения. В этой связи в Порядке рекомендуется указать:
форму и содержание заявления собственника помещения,
способ подачи заявления собственника помещения,
срок рассмотрения заявления собственника помещения региональным оператором,
срок предоставления ответа на заявление собственника помещения,
способ предоставления ответа на заявление собственника помещения.
6.15. В отношениях по ответственности регионального оператора перед собственниками помещений за результаты выполненных работ, оказанных услуг по капитальному ремонту подрядными организациями региональному оператору рекомендуется определить и включить в Порядок следующие положения:
порядок осуществления региональным оператором проверки поступившего от собственника заявления об обнаружении последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, а также заявления о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации;
порядок действий регионального оператора в случае признания обоснованным заявления собственника помещения об обнаружении последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, заявления о взыскании убытков;
порядок действий регионального оператора в случае признания необоснованным заявления собственника помещения об обнаружении последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, заявления о взыскании убытков.
7. Порядок взаимоотношений регионального оператора с собственниками помещений по вопросам проведения капитального ремонта в случае невозможности использования средств фонда капитального ремонта
7.1. В Порядке рекомендуется указать, что в силу части 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решения о проведении капитального ремонта и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование работ, услуг по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений и в определенные таким решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.