Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2018 г. N 03-04-05/62335
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц, а также об установлении особого порядка возмещения налога на добавленную стоимость сообщает следующее.
1. С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса операции по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в том числе зерна, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные экспортерам продавцами товаров (работ, услуг), подлежат возмещению.
Таким образом, в настоящее время для всех налогоплательщиков-экспортеров, в том числе экспортеров зерна, установлены равные условия возмещения налога на добавленную стоимость.
Установление особого порядка возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте зерна противоречит положениям статьи 3 Кодекса о всеобщности и равенстве налогообложения. В связи с этим данное предложение не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.