Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Дополнительные количественные методы
оценки вероятности опасных событий
В.1 Метод 50 %-ного риска
Количественный метод 50 %-ного риска применяют при обеспечении сбора информации о носящей случайный характер изменчивости основных параметров техногенных и техноприродных процессов, распределение которых не противоречит нормальному закону.
В этом случае вероятность возникновения опасного события, сопровождающегося нанесением физического ущерба, урона здоровью, имуществу или окружающей среде Р
,
(В.1)
где - уровень параметра процесса, характеристики воздействия или показателя, при котором вероятность опасного события равна 50 %;
уф - фактический средний уровень параметра процесса, характеристики воздействия или показателя;
- среднее квадратическое отклонение фактического уровня параметра процесса, характеристики воздействия или показателя;
- среднее квадратическое отклонение максимального уровня параметра процесса, характеристики воздействия или показателя;
Ф(U) - функция Лапласа (интеграл вероятности).
Показатели уф и определяют по статистическим данным.
Уровень принимают на основе приемлемого значения (уровня) (ПДУ), установленного в нормативных документах Российской Федерации.
Параметры и
определяют в зависимости от ПДУ и величины коэффициента вариации фактического уровня параметра процесса, характеристики воздействия или показателя участка автомобильной дороги, его составной части, конструктивного элемента и другого (CV) по формулам:
- при
,
(В.2)
- при СV = 0,2
,
(В.3)
где - среднее квадратическое отклонение ПДУ;
;
Параметр определяют по формуле
.
(В.4)
Специфика метода заключается в выборе критических (неприемлемых значений) граничных условий, для которых требуется составление отдельных математических и вычислительных моделей и расчет по ним.
В.2 Вероятность возникновения ДТП при скорости движения V на дорожном покрытии при наличии продольных и/или поперечных неровностей оценивают по формуле (В.1) при следующих расчетных параметрах
.
(В.5)
где hкр - критическая высота неровностей, при появлении которой вероятность поломки ходовых частей автомобиля при расчетной скорости движения равна 50 %, мм;
h0 - модальная высота измеренных неровностей, мм;
mкр - параметр распределения критических высот неровностей, мм;
m0 - параметр распределения фактических высот неровностей, мм.
Расчетные параметры формулы (В.5) определяют по зависимостям:
;
(В.6)
;
(В.7)
;
(В.8)
,
(В.9)
где hкр - критическая для расчетной скорости движения (Vp) высота (глубина) неровностей, мм;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
Kж - коэффициент, учитывающий жесткость рессор, пневматиков и амортизаторов. Принимают 2,4;
lс.в. - средневзвешенная по полосе наката длина неровностей, м;
Vp - расчетная скорость на данном покрытии, при которой выполняется проверка (оценка) риска поломки ходовых частей автомобиля, км/ч;
hcp - среднее значение высот неровностей, мм;
- среднее квадратическое отклонение высот неровностей.
В.3 Вероятность разрушения нежесткой дорожной конструкции оценивают по формуле (В.1) для следующих расчетных параметров:
Еэкв(t) - эквивалентный (общий) модуль упругости на покрытии дорожной одежды в расчетный весенний период в году t от начала эксплуатации дороги или после капитального ремонта, МПа;
уф = Еm - минимальный модуль упругости дорожной одежды, при котором риск разрушения равен 50 %, МПа;
=
- среднее квадратическое отклонение эквивалентного модуля упругости, устанавливаемое с учетом времени эксплуатации дорожной одежды t, МПа;
=
- среднее квадратическое отклонение минимального модуля упругости, МПа.
Параметр ,
(В.10)
где - коэффициент вариации эквивалентного модуля упругости в t-ом году эксплуатации:
,
(В.11)
где CV - коэффициент вариации эквивалентного модуля упругости на период пуска дороги в эксплуатацию;
- коэффициент, учитывающий снижение однородности общего модуля упругости во времени;
t - срок эксплуатации конструкции.
Параметр Еm определяют по формулам:
- при
,
(В.12)
- при СV = 0,2
,
(В.13)
где Етр - требуемый (нормативный) модуль упругости дорожной одежды, МПа;
- среднее квадратическое отклонение требуемого модуля упругости, МПа.
Параметр рассчитывают по формуле
,
(В.14)
где - нормативное значение коэффициента вариации требуемого модуля упругости.
Параметр определяют по формуле
.
(В.15)
В.4 Метод определения вероятности опасного события с помощью оценки участков риска гистограммы распределения
При аппроксимации экспериментальных (натурных, производственных и др.) данных нормальным законом распределения вероятность опасного события может быть определена как вероятность попадания в интервал [;
] или [
;
] (см. рисунок В.1) соответственно по формулам:
,
(В.16)
,
(В.17)
где - критическое значение параметра процесса, характеристики воздействия или показателя участка автомобильной дороги, его составной части, конструктивного элемента и др.;
f(x) - плотность нормального распределения вероятностей значений параметров.
Рисунок В.1 - Оценка вероятности опасного события с помощью оценки участков риска гистограммы распределения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.