Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Указ Президента РФ от 13 октября 2018 г. N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"

 

В целях реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить реализацию Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;

б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г. N Пр-539.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Президент Российской Федерации

В. Путин

 

Москва, Кремль
13 октября 2018 года
N 585

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 октября 2018 г. N 585

 

Основы
государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

 

I. Общие положения

 

1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, основные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

2. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации (далее - государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности) представляет собой совокупность скоординированных и объединенных общим замыслом политических, экономических, инженерно-технических, социальных, правовых, информационных и иных мер в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), организациями и направленных на обеспечение национальных интересов, реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, защиту жизни и здоровья граждан, собственности, а также на охрану окружающей среды.

3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

5. Ядерная и радиационная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации.

 

II. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности, основные проблемы и тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и возможные сценарии развития ситуации

 

6. В Российской Федерации обеспечивается ядерная и радиационная безопасность:

а) объектов использования атомной энергии в мирных целях;

б) объектов использования атомной энергии в оборонных целях, в том числе ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - объекты использования атомной энергии в оборонных целях);

в) объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, которые созданы до установления современных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена и которые находятся на стадиях вывода из эксплуатации, захоронения, утилизации (далее - объекты ядерного наследия);

г) материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов (далее - материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов).

7. Для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности используются показатели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также государственными и федеральными целевыми программами.

8. Основными проблемами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) наличие объектов ядерного наследия, в отношении которых требуется принятие дополнительных мер по завершению их жизненного цикла и (или) реабилитации, в том числе перевод этих объектов в ядерно и радиационно безопасное состояние и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территорий, на которых расположены эти объекты;

б) накопление отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;

в) воздействие радиационных факторов на работников организаций, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием атомной энергии, в том числе на работников нефтяной и газовой промышленности, топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, строительства, космической и авиационной промышленности, медицины;

г) увеличение среднего возраста работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, незначительный рост числа молодых специалистов в этих организациях и, как следствие, нарушение преемственности поколений, потеря работниками (персоналом) квалификационных навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;

д) недостаточное правовое регулирование внедрения в промышленное производство, использования в науке и здравоохранении устройств, генерирующих импульсные ионизирующие излучения высоких энергий;

е) потенциальная возможность возникновения как на территории страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;

ж) появление в мире новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий (в том числе террористических актов) в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также для незаконного изготовления компонентов ядерного оружия и устройств;

з) угроза совершения террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов и радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, в том числе в период проведения массовых мероприятий;

и) риски наступления трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;

к) сохранение угроз незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации;

л) наличие в Российской Федерации значительных по площади территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий и катастроф, вследствие чего на них действуют ограничения хозяйственной деятельности и сохраняется риск радиоактивного облучения населения и (или) их дальнейшего радиоактивного загрязнения;

м) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие воздействия природных радионуклидов.

9. Тенденции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности обусловлены следующими факторами:

а) возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и реализации ее национальных интересов;

б) создание более совершенных и безопасных ядерных технологий, установок и оборудования, повышение устойчивости проектируемых и эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

в) увеличение количества материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

г) повышение национальных и международных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей среды;

д) формирование экологически ориентированной модели развития экономики государства и усиление государственного экологического надзора за осуществлением хозяйственной деятельности;

е) развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в области использования атомной энергии, в том числе увеличение объема обязательств по предоставлению иностранным государствам услуг в этой области, включая переработку отработавшего ядерного топлива;

ж) необходимость принятия в ближайшие десятилетия мер по предупреждению распространения радиоактивных веществ за пределы зон радиоактивного загрязнения;

з) возрастание роли общественности в принятии решений в области использования атомной энергии, в том числе по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.

10. В случае неэффективной реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности ситуация в данной области может развиваться по негативным сценариям: снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, увеличение на территории Российской Федерации количества ядерно и радиационно опасных объектов, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной энергии.

 

III. Цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

 

11. Целями государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) обеспечение в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;

б) поддержание в соответствии с принципами нормирования, обоснования и оптимизации на возможно низком уровне риска радиационного воздействия на работников (персонал) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

в) поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение и утилизация объектов ядерного наследия;

г) обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия;

д) сохранение приоритета и поддержание на высоком уровне ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия путем совершенствования мер государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом развития науки, техники и производства;

е) повышение ответственности за обеспечение ядерной и радиационной безопасности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

ж) предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и катастроф или локализация и минимизация их последствий;

з) минимизация радиационных рисков для населения Российской Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий и катастроф, испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;

и) уменьшение опасного воздействия радиационных факторов на население, проживающее на территориях с повышенным уровнем естественного радиационного фона.

12. Задачами в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) защита в соответствии с принципом приемлемого риска работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение риска отдаленных последствий техногенного радиационного облучения для здоровья человека, поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;

б) обеспечение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, предотвращение радиационных аварий и катастроф на указанных объектах или локализация и минимизация их последствий, снижение или недопущение увеличения выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

в) предотвращение неконтролируемого распространения и несанкционированного использования радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

г) совершенствование государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии;

д) совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

е) совершенствование механизмов оценки радиационного воздействия на природные и природно-антропогенные объекты;

ж) обеспечение вывода из эксплуатации объектов ядерного наследия, переработка отработавшего ядерного топлива, кондиционирование и захоронение радиоактивных отходов и реабилитация радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;

з) осуществление эффективной информационной поддержки обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

и) поддержание постоянной готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;

к) развитие территориальных и отраслевых систем мониторинга радиационной обстановки;

л) обеспечение качественного проектирования, конструирования и изготовления объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

м) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными веществами и изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом, в том числе при их транспортировании (перевозке);

н) обеспечение физической защиты объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

о) предупреждение и пресечение террористических актов и несанкционированных действий в отношении объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также террористических актов с применением ядерных материалов, радиоактивных веществ, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов;

п) усиление мер, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, радиоактивных отходов и их незаконного оборота на территории Российской Федерации.

13. Основными направлениями реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) обеспечение защиты от радиационного воздействия работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, а также населения и окружающей среды, в том числе:

модернизация и развитие технических и информационно-аналитических систем обеспечения контроля (надзора) за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с научно обоснованными критериями и с использованием современных технологий;

повышение эффективности мониторинга радиационной обстановки на объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектах ядерного наследия и прилегающих к ним территориях;

проведение в рамках системы социально-гигиенического мониторинга радиационного контроля окружающей среды и состояния здоровья населения в районах расположения объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

совершенствование государственного контроля (надзора) за воздействием на здоровье человека природных источников ионизирующего излучения, в том числе радона и продуктов его распада, в жилых домах, детских учреждениях, общественных и производственных зданиях;

создание системы государственного учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

разработка и применение средств и методов оценки индивидуальных доз облучения и радиационных рисков при использовании радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также при визуализации человека с использованием ионизирующего излучения;

подготовка в соответствии с международными требованиями стандартов безопасности в области радиационных технологий медицинского назначения, ядерной медицины и радиофармацевтики, а также нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности при осуществлении медицинской деятельности;

установление научно обоснованных пределов доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, и населения, которые могут быть получены при воздействии импульсных ионизирующих излучений высоких энергий;

оптимизация с учетом требований международных стандартов и рекомендаций системы индивидуального дозиметрического контроля работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

ведение медико-дозиметрического регистра работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в целях определения групп потенциального радиационного риска;

обеспечение функционирования Национального радиационно-эпидемиологического регистра и совершенствование его информационно-аналитических систем для оценки текущих и отдаленных радиологических последствий для граждан, подвергшихся воздействию радиации;

развитие отечественного производства и модернизация диагностического оборудования, средств устранения (снижения) медицинских последствий радиационного облучения человека;

производство высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий для фармакологической защиты здоровья населения, работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

совершенствование системы медицинского обеспечения работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также модернизация лабораторий психофизиологического обеспечения;

проведение широкомасштабных исследований уровня облучения и состояния здоровья пациентов и медицинского персонала в условиях массового использования новых методов лучевой диагностики и терапии, в том числе методов, применяемых в ядерной медицине;

ускоренное развитие научно-методических основ дозиметрии, метрологического обеспечения, стандартизации, сертификации и качества измерений, разработка средств измерения импульсных ионизирующих излучений высоких энергий и космических излучений;

б) поддержание на возможно низком уровне доз облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных участках территории Российской Федерации, и населения, подвергающегося воздействию радиационных факторов за счет природных источников излучения, в том числе радона и продуктов его распада;

в) совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе критериев, принципов, системы нормирования и основных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом стандартов и рекомендаций международных организаций в области использования атомной энергии;

г) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии с учетом современного уровня развития науки, техники и производства, в том числе:

разграничение полномочий и функций органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

осуществление лицензионных и надзорных процедур, пропорциональных потенциальной опасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также видов деятельности в области использования атомной энергии путем применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сертификации системы менеджмента качества;

д) развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, в том числе:

организация оперативного международного информационного взаимодействия Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности, а также обмена с такими государствами передовым опытом в данной области;

организация сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности в целях содействия предоставлению или получению помощи в случае радиационной аварии или катастрофы;

оказание содействия государствам - заказчикам строительства объектов атомной энергетики по российским проектам в развитии национальных инфраструктур этих государств в области ядерной и радиационной безопасности;

совершенствование мер обеспечения аварийной готовности и реагирования в случае радиационных аварий и катастроф, в том числе системы подготовки кадров в области управления в кризисных ситуациях на региональном и международном уровнях;

е) организация устойчивого и скоординированного функционирования систем, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность, и связанных с ними систем обеспечения безопасности;

ж) осуществление комплекса мер по усилению контроля (надзора) на государственной границе Российской Федерации и в территориальных водах Российской Федерации в целях пресечения незаконного ввоза на территорию Российской Федерации и незаконного вывоза с территории Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов, включая:

контроль за физическими лицами, пересекающими государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях;

контроль за товарами, транспортными средствами, международными почтовыми отправлениями, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, - в пределах охраняемой зоны пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, или в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах;

модернизацию технических средств радиационного контроля и обнаружения ядерных материалов, ядерных установок, развитие технологий такого контроля и использование этих технических средств на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе в международных аэропортах, в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на приграничных железнодорожных станциях, а также на складах временного хранения, таможенных складах, в зонах таможенного контроля и особых экономических зонах, и обеспечение оперативного обмена данной информацией с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

з) осуществление комплекса мер по решению вопросов, связанных с объектами ядерного наследия, в том числе:

определение объектов ядерного наследия и их учет;

обеспечение научно-технической поддержки решения вопросов обеспечения безопасности объектов ядерного наследия;

формирование и совершенствование системы обращения с отработавшим ядерным топливом, единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, системы учета объектов ядерного наследия;

продолжение комплексной утилизации атомных подводных лодок и реабилитации территорий бывших береговых баз атомного флота;

реабилитация компонентов природной среды, загрязненных радионуклидами в результате производственной деятельности, радиационных аварий и катастроф;

и) интеграция знаний для разработки научно обоснованных методов комплексной оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование методологии расчетно-экспериментальных работ по обоснованию и обеспечению долговременной безопасности объектов использования атомной энергии, в том числе пунктов глубинного и приповерхностного захоронения радиоактивных отходов;

к) развитие научно-производственного потенциала в области использования атомной энергии и его поддержание на уровне, обеспечивающем минимизацию рисков при использовании ядерных технологий, в том числе разработка и применение:

инновационных методов, средств комплексного анализа, прогнозирования и оценки состояния ядерной и радиационной безопасности, выявления рисков в этой области и управления ими;

мобильных комплексов для обеспечения безопасности при проведении работ в зонах чрезвычайных ситуаций и контроля за такими работами, а также для дистанционного контроля за территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению;

беспроводных систем и комплексов информационного обмена, обеспечивающих необходимый уровень защиты информации и применяемых при транспортировании (перевозке) радиоактивных веществ, изделий из них и ядерных материалов в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации радиационного характера и минимизации их последствий;

программно-технических средств моделирования и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера и аппаратно-измерительных комплексов радиационного мониторинга в штатном режиме и режиме чрезвычайных ситуаций;

современных высокоэффективных и многофункциональных комплексов и средств пожаротушения, а также робототехнических средств;

систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в сфере радиационной защиты населения;

контрольно-измерительных приборов для измерения содержания радона и продуктов его распада в жилых помещениях с применением интегральных методов;

перспективных установок, оборудования, технологических процессов с повышенным уровнем безопасности, современных технологий безопасного ведения работ в области обращения с радиоактивными веществами, изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными отходами, включая их транспортирование (перевозку);

систем научно-технической поддержки принятия решений о мерах защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного характера, включая создание, развитие и обеспечение функционирования отраслевых ситуационно-кризисных и научно-методических центров ядерной и радиационной безопасности;

л) развитие культуры безопасности в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

м) следование принципу импортозамещения при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

н) совершенствование систем и средств физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, систем их охраны, включая непрерывное наблюдение за работоспособностью и состоянием здоровья операторов таких систем, разработка типовых тактико-технических требований к ним;

о) усиление антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

п) кадровое обеспечение всех видов деятельности, связанной с обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, осуществлением контроля (надзора) за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, включая совершенствование системы отбора, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, и применение современных психофизиологических и медицинских методов определения психофизиологического статуса и состояния здоровья таких работников (персонала);

р) повышение эффективности экспертизы (оценки) безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия и видов деятельности в области использования атомной энергии, совершенствование системы нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

с) недопущение проведения структурных, организационных и иных мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень ядерной и радиационной безопасности, в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Госкорпорации "Росатом", в организациях, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия;

т) обеспечение с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне доступности и открытости информации для общественных организаций и населения о радиационной обстановке, состоянии ядерной и радиационной безопасности;

у) совершенствование информационного обеспечения в области анализа и прогнозирования радиационной обстановки (совокупности показателей состояния окружающей среды на конкретной территории в определенное время, характеризующих естественный и техногенно измененный радиационный фон, радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также почвы на территории Российской Федерации), в том числе:

расширение наблюдательной сети за радиоактивным загрязнением окружающей среды, включая инструменты сбора, обработки и анализа информации;

совершенствование инструментов моделирования процессов распространения радионуклидов в окружающей среде;

развитие систем оповещения населения при возникновении угроз ядерной и радиационной безопасности;

интеграция отраслевых и ведомственных систем наблюдения за радиационной обстановкой в единое информационное пространство;

развитие системы радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, а также единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;

совершенствование систем контроля за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности в период проведения массовых мероприятий;

совершенствование механизмов функционирования центрального, ведомственных и региональных информационно-аналитических центров системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обмена информацией между ними;

выпуск на регулярной основе изданий о научно-технических и правовых аспектах обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также при обращении с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов;

ф) обеспечение безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях на всех этапах их жизненного цикла посредством внедрения и совершенствования системы оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии;

х) принятие комплексных мер по импортозамещению стратегически важных продукции и технологий в области использования атомной энергии.

 

IV. Инструменты реализации настоящих Основ

 

14. Инструментами реализации настоящих Основ являются:

а) система требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, устанавливаемых федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами по стандартизации;

б) лицензирование, регистрация организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, аккредитация, аттестация, оценка соответствия, выдача разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду, выдача сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, регистрация лекарственных форм и медицинских изделий;

в) государственное регулирование в области использования атомной энергии, контроль (надзор) за безопасностью в данной области, в том числе с использованием риск-ориентированного подхода;

г) государственные и федеральные целевые программы в области ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также программы Союзного государства и межгосударственные целевые программы, в реализации которых участвует Российская Федерация;

д) системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности и связанные с ними системы обеспечения безопасности, в том числе:

система регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

единая государственная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

единая государственная система контроля и учета индивидуальных доз облучения;

система радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;

система нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

система учета и контроля радиоактивных веществ, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

единая государственная система обращения с радиоактивными отходами;

система физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

система мониторинга, прогнозирования и планирования в сфере радиационной защиты населения;

е) организационно-управленческие решения, направленные на формирование системы учета объектов ядерного наследия;

ж) организационно-технические меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, принимаемые организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

з) государственный учет и контроль устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

и) государственный контроль (надзор) за обеспечением технической безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

к) государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;

л) федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах;

м) ведомственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности ядерного оружия;

н) мониторинг уровня профессиональной подготовки, переподготовки работников (персонала), постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, а также создание отраслевых специализированных учебных центров, оснащенных современными учебно-техническими средствами и использующих в своей деятельности учебно-методические разработки.

15. Порядок и способы оперативного реагирования на угрозы ядерной и радиационной безопасности определены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также программами и планами мероприятий по защите населения, работников (персонала) организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов.

 

V. Показатели эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

 

16. Оценка эффективности мер по реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности должна проводиться по результатам выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и отраслевых программ в этой области, в том числе по следующим показателям:

а) динамика коллективных доз облучения работников (персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

б) изменение площади радиоактивно загрязненных и реабилитированных участков территории Российской Федерации;

в) соотношение переработанного отработавшего ядерного топлива и его общего объема;

г) количество (объем) и активность особых радиоактивных отходов, размещенных в пунктах консервации особых радиоактивных отходов и (или) пунктах захоронения радиоактивных отходов;

д) соотношение объема кондиционированных и размещенных в пунктах захоронения радиоактивных отходов и общего объема накопившихся и образовавшихся удаляемых радиоактивных отходов;

е) готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также специализированных структур и формирований;

ж) доступность для населения систем оповещения при возникновении ядерных или радиационных угроз.

 

VI. Ресурсное обеспечение реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

 

17. Источниками ресурсного обеспечения реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) бюджетные ассигнования федерального бюджета;

б) бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) специальные экологические программы реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;

г) специальные резервные фонды, создаваемые за счет отчислений организаций, осуществляющих эксплуатацию особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов;

д) собственные средства организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, объектов ядерного наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;

е) иные источники финансирования, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

18. Механизмами ресурсного обеспечения реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) государственные и федеральные целевые программы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) специальные экологические программы реабилитации радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;

в) отраслевые (ведомственные) целевые программы и планы мероприятий, направленные на решение задач в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

г) планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

 

VII. Порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Госкорпорации "Росатом" при реализации настоящих Основ

 

19. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.

20. Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Госкорпорации "Росатом", организаций и граждан.

21. Госкорпорация "Росатом" совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклады о принятых мерах по решению проблемных вопросов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и о ходе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ. Результаты рассмотрения этих докладов представляются Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации для подготовки доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

22. Корректировка настоящих Основ осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга реализации настоящих Основ и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние ядерной и радиационной безопасности.

 

Президент РФ заново установил Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2025 г.

Создадут систему учета и контроля устройств, генерирующих ионизирующее излучение.

Будут вести медико-дозиметрический регистр работников организаций атомной энергетики.

Организуют производство высокоэффективных лекарств и медицинских изделий для фармакологической защиты здоровья населения, работников.

Сформируют системы обращения с отработавшим ядерным топливом и с радиоактивными отходами, а также систему учета объектов ядерного наследия.

Будут отслеживать в т. ч. динамику коллективных доз облучения работников, изменение площади радиоактивно загрязненных и реабилитированных участков, соотношение переработанного отработавшего ядерного топлива и его общего объема.

Указ вступает в силу со дня подписания. Прежние Основы при этом утрачивают силу.

 

Указ Президента РФ от 13 октября 2018 г. N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"

 

Настоящий Указ вступает в силу с 13 октября 2018 г.

 

Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 октября 2018 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 октября 2018 г. N 42 (часть II) ст. 6447