Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Федерального агентства
по делам молодежи
от 14 сентября 2018 г. N 246
Рекомендации
по созданию ресурсного центра по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Общая информация
Ресурсный центр поддержки добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Центр) функционирует в структуре региональной некоммерческой организации, созданной в субъекте Российской Федерации - победителе Конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание сети ресурсных центров поддержки добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, проводимого в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Ресурсный центр поддержки добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий - организация, осуществляющая комплекс мероприятий, направленных на поддержку и развитие добровольческого движения в сфере культуры безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Добровольчество в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - волонтерство в сфере ЧС) - добровольная деятельность граждан по двум ключевым направлениям:
1) добровольчество в ЧС - оперативное содействие профессиональным спасательным службам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
2) волонтерство по безопасности - содействие организаторам массовых (культурных, спортивных, религиозных и иных) мероприятий, в обеспечении безопасности организаторов и участников (в первую очередь: поиск потерявшихся в толпе, оказание первой помощи, взаимодействие с экстренными службами в месте проведения мероприятия).
Федеральный оператор - организация, уполномоченная осуществлять контроль, общую координацию и мониторинг деятельности Ресурсных центров, оказывать консультационную и информационную поддержку Ресурсным центрам (по согласованию).
Региональный координатор - орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный обеспечить создание и функционирование Ресурсного центра, а также осуществлять общую межведомственную координацию и контроль за деятельностью Ресурсного центра.
Ресурсный центр в сфере ЧС заключает соглашение о сотрудничестве с региональным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, и с другими заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В своей деятельности Центр тесно сотрудничает:
- с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченными по делам молодежи, в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, социальной направленности, здравоохранения;
- с общественными объединениями, деятельность которых способствует развитию добровольчества, повышению уровня культуры безопасности среди населения, гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;
- с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования субъекта;
- с организациями различных организационно-правовых форм собственности, имеющими потребность в привлечении добровольцев в сфере ЧС;
- ресурсными центрами добровольчества субъекта Российской Федерации;
- консультативными, совещательными органами по вопросам развития добровольчества субъекта Российской Федерации;
- с региональной общественной палатой, а также коммерческими организациями, заинтересованными в реализации корпоративных социальных и волонтерских программ.
Деятельность Центра распространяется на образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения субъекта.
Основные цели и задачи Центра:
- поддержка добровольчества в сфере ЧС;
- развитие инфраструктуры поддержки добровольчества;
- увеличение количества граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность;
- оказание консультационных услуг участникам добровольческой деятельности;
- организация обучения добровольцев по образовательным и иным программам, направленным на приобретение навыков по профильному направлению добровольчества;
- осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение общественности в добровольческую деятельность в сфере ЧС;
- организация участия добровольцев в предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечении безопасности массовых мероприятий;
- организация добровольческой деятельности, направленной на популяризацию культуры безопасности среди населения.
2. Основные отделы центра
1) Организационно-методический отдел: организационная, методическая и техническая поддержка добровольных студенческих спасательных формирований, добровольцев в ЧС и волонтеров по безопасности, реализация обучающих программ для добровольцев, управление и всестороннее обеспечение действий студенческих добровольных спасательных формирований при выполнении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций и волонтеров по безопасности при обеспечении безопасности массовых мероприятий.
2) Отдел практической подготовки: организация практической подготовки по обучающим программам, координация работы учебно-тренировочного комплекса.
3) Отдел организации мероприятий: организация мероприятий, направленных на развитие волонтерства в области культуры безопасности и вовлечения молодежи в студенческие добровольные спасательные формирования, организация просветительской работы по повышению уровня культуры безопасности среди населения.
Структура штатной численности состоит из следующих специалистов Центра: методисты, инструкторы практического обучения, специалисты по организации обучающих программ, организации мероприятий.
Методист - работает в рамках, закрепленных за ним проектами, формирует научно-методическую базу деятельности центра, взаимодействует с организациями, осуществляет консультации по вопросам, направляемых в адрес центра по почте или телефонной линии.
Специалист по организации обучающих программ - осуществляет реализацию обучающих программ Центра.
Специалист по организации мероприятий - координирует подготовку и проведение мероприятий, направленных на развитие волонтерства в области культуры безопасности и вовлечения молодежи в студенческие добровольные спасательные формирования, организация просветительской работы по повышению уровня культуры безопасности среди населения.
Инструктор практического обучения - осуществляет практическую подготовку обучающихся в рамках, реализуемых в Центре обучающих программ.
3. Минимальные требования к помещениям Центра
N |
Назначение |
Кол-во |
Площадь |
1. |
Учебный класс |
от 2-х |
от 30 кв. м |
2. |
Складское помещение |
от 2-х |
от 20 кв. м |
3. |
Помещения для размещение административно-управленческого персонала |
от 2-х |
от 20 кв. м |
4. |
Помещения для отделов Центра |
от 1-х |
от 20 кв. м |
5. |
Помещение дежурного |
1 |
от 6 кв. м |
6. |
Комната отдыха |
от 1-й |
от 20 кв. м |
7. |
Кухня (столовая) |
1 |
от 15 кв. м |
8. |
Зона для стоянки аварийно-спасательной техники (гараж) |
от 1-го машиноместа |
от 50 кв. м |
9. |
Сантехническая зона с душевой |
от 1-го |
|
10. |
Свободное помещение, включая ресепшен |
|
|
Отдельно предлагается рассмотреть возможность использования прилегающей территории для организации учебно-тренировочного комплекса с размещением учебных тренажеров.
Помещения Ресурсного центра, подразумевающие пребывание посетителей, должны быть оборудованы зонами отдыха, брендированы и оформлены декоративными элементами в единой стилистике Ресурсных центров. Ресурсные центры должны иметь единый логотип. Разработчиком дизайн-макета является Федеральный оператор*. Дизайн-макет должен быть передан в Ресурсные центры после заключения Соглашения на предоставление субсидии для последующего изготовления.
4. Типовое минимальное оснащение Центра
1. Аварийно-спасательный автомобиль с комплектом оборудования.
2. Манекены для отработки навыков проведения сердечно-легочной реанимации - от 5 шт.
3. Манекены для отработки метода Геймлиха - от 3 шт.
4. Манекен для отработки навыков проведения сердечно-легочной реанимации младенцам - от 3 шт.
5. Накладки имитирующие раны и травмы - от 2-х комплектов.
6. Носилки-волокуши - от 2 шт.
7. Носилки жесткие (спинальный щит) - от 2 шт.
8. Мешок для проведения сердечно-легочной реанимации - 5 шт.
9. Сумка Волонтера по обеспечению безопасности массовых мероприятий с наполнением - от 15 шт.
10. Кошма - 15 шт.
11. Защитные перчатки из спилка - 15 шт.
12. Защитные очки - 15 шт.
13. Рукав пожарный с полугайкой на 51 - 5 шт.
14. Ствол пожарный перекрывной - 2 шт.
15. Ствол пожарный неперекрывной - 2 шт.
16. Разветвление с переходниками (тройник) - 1 шт.
17. Поддон для контролируемого горения жидкости - 2 шт.
18. Радиостанции - от 15 шт.
19. Комплект боевой одежды пожарного (куртка, штаны, шлем, краги, пояс, сапоги) - от 5 комплектов.
20. Воздушно-дыхательный аппарат - от 5 комплектов.
21. Комплект гидравлического аварийно-спасательного оборудования.
22. Комплект аварийно-спасательного электроинструмента.
23. Комплект автономного источника электричества.
24. Генератор дыма.
25. Комплект альпинистского оборудования - от 5 комплектов.
26. Комплекты плакатов "Первая помощь", "Аварийно-спасательные и другие неотложные работы", "Основы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций", "Добровольная пожарная дружина", "Безопасность людей на водных объектах", "Умей действовать при пожаре" и т.п.
27. Флипчарты - по количеству учебных классов.
28. Стул с пюпитром - по количеству учебных мест.
29. Комплект мультимедийного оборудования - по количеству учебных классов.
30. Офисная техника (компьютер, принтер) - по количеству рабочих мест.
31. Комплект офисной мебели - по количеству помещений и рабочих мест.
32. Расходные материалы для проведения обучающих занятий, канцелярские принадлежности и расходные материалы - по необходимости.
33. Учебно-тренировочный комплекс Центра может быть оснащен следующими тренажерами:
- Работа на ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.
- Работа в завалах.
- Работа в замкнутом пространстве.
- Скалодром.
- Спасение на водах.
- Огневой тренажер.
- Тренажер для отработки навыков ликвидации последствий техногенных катастроф.
- Огневая полоса препятствий.
Предложенное оснащение Центра не является окончательным и может корректироваться исходя из возможностей и потребностей субъекта.
5. Типовые программы для подготовки добровольцев в сфере ЧС
Образовательные программы:
1. Программа первоначальной подготовки спасателей, в соответствии с рекомендациями Сборника примерных программ первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России к ведению поисково-спасательных работ, утвержденного статс-секретарем - заместителем Министра МЧС России B.C. Артамоновым 9 июня 2015 г.
2. Программа подготовки матросов-спасателей, в соответствии с рекомендациями Программы подготовки матросов-спасателей спасательных пунктов Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденной начальником Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР 7 августа 1990 г.
3. Программы подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны, в соответствии с рекомендациями Сборника примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны, утвержденного заместителем Министра МЧС России А.П. Чуприяном 11 июня 2011 г.
Обучающие программы:
4. Первая помощь.
5. Первая гуманитарная помощь.
6. Первая психологическая помощь.
7. Программа подготовки волонтеров по обеспечению безопасности на массовых мероприятиях, в соответствии с Программой подготовки добровольцев (волонтеров) для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях, разработанной Всероссийским центром координации, подготовки и переподготовки студенческих добровольных спасательных формирований.
Перечень и наполнение программ, реализуемых Ресурсным центром или при его участии, согласовывается с Федеральным оператором 1 раз в год на основании открытого отбора и экспертизы предложений, поступивших Федеральному оператору через Региональные центры.
6. Типовые мероприятия Центра
1. Региональный этап Всероссийского молодежного образовательного форума "Вектор спасения".
2. Сборы руководителей и лидеров в сфере молодежного добровольчества в области культуры безопасности.
3. Слет волонтеров по безопасности.
4. Учебно-методические занятия.
5. Учебно-тренировочные сборы различной направленности.
6. Соревнования для добровольцев в сфере ЧС.
7. Соревнования для студентов "Школа выживания".
8. Мастер-классы для населения по первой помощи и пожарной безопасности.
9. Профилактические акции в области культуры безопасности и профориентационные мероприятия с детьми и подростками.
10. Демонстрационные точки по популяризации добровольчества в сфере ЧС на различных массовых мероприятиях.
11. Акции в формате дней единых действий "Тонкий лед", "Осторожно, пожары" и т.п.
12. Экскурсии в пожарно-спасательные подразделения.
Положения о мероприятиях, сценарные планы, программы проведения мероприятий Ресурсного центра согласуются с Федеральным оператором.
В соответствии с планом мероприятий Ресурсный центр в сфере ЧС должен осуществлять:
- проведение мероприятий, направленных на вовлечение общественности в добровольческую деятельность в сфере ЧС и увеличение числа волонтеров в сфере ЧС;
- организацию обучения добровольцев в ЧС и добровольцев по безопасности субъекта;
- ведение реестра добровольцев в сфере ЧС в субъекте;
- организацию и проведение мероприятий по совершенствованию уровня подготовки добровольцев в ЧС и добровольцев по безопасности субъекта;
- организацию и проведение мероприятий по развитию, популяризации и повышению имиджа волонтерства в сфере ЧС в субъекте;
- организацию взаимодействия с экстренными службами субъекта, а также с руководством объектов, проводящих культурные и спортивные мероприятий с массовым пребыванием людей и организаторами массовых мероприятий в субъекте, в том числе на основании соглашений;
- координацию деятельности добровольцев в сфере ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта;
- проведение дискуссионных площадок, круглых столов с представителями органов исполнительной власти, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование нормативно-правовой базы, создание регламентов взаимодействия добровольцев по безопасности при организации и проведении массовых мероприятий;
- организацию и проведение (в том числе во взаимодействии с экстренными службами субъекта) просветительских мероприятий с целью повышения уровня культуры безопасности среди населения.
7. Отчетность о деятельности Центра за год
Отчет о деятельности Центра за год может содержать следующую информацию: Реестр добровольцев в сфере ЧС субъект
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.