Определение Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 302-КГ18-16037
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 21.08.2018 государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский индустриально-педагогический колледж" (далее - ГБПОУ "Якутский индустриально-педагогический колледж", учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2017 по делу N А58-3561/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018 по тому же делу
по заявлению учреждения к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) о признании недействительным пункта 11 предписания от 21.04.2017 N 16-1-19/520 в части восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 12 592 748 руб. 15 коп. субсидий, использованных по нецелевому назначению, установила:
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ГБПОУ "Якутский индустриально-педагогический колледж" ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, министерством проведена выездная проверка правильности расходования ГБПОУ "Якутский индустриально-педагогический колледж" средств субсидии, выделенной из бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2015, 2016 гг., предусмотренной соглашениями от 13.01.2015 и от 14.01.2016, а также целевой субсидии, предусмотренной соглашением от 19.01.2015.
По результатам проверки министерство пришло к выводу о нецелевом расходовании учреждением средств субсидии в общем размере 11 518 595 руб. 09 коп. в связи с направлением их на выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, работникам столовой и буфета; нецелевом расходовании средств целевой субсидии в размере 1 074 153 руб. 06 коп. на погашение дебиторской задолженности по стимулирующим выплатам.
В связи с данными нарушениями учреждению выдано предписание от 21.04.2017 N 16-1-19/520, согласно которому указано восстановить в доход бюджета сумму нецелевым образом израсходованных средств (пункт 11).
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 38, 78.1, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 23, 37, 52 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в апелляционном определении 16.03.2017 N 74-АПГ17-1, суды нашли предписание в обжалуемой части законным и обоснованным.
Судами учтено, что оказание услуг по организации питания непосредственно не связано с осуществлением образовательной деятельности, которая является основным видом деятельности учреждения и финансируется за счет средств субсидии, предоставляемой на выполнение государственного задания. Согласно установленным требованиям, питание обучающих может быть организовано образовательным учреждением с привлечением организаций общественного питания, за исключением тех случаев, когда из бюджета публичного образования предусмотрено дополнительное финансирование на данные цели. Обстоятельств такого финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия) не установлено. В этой связи суды поддержали вывод министерства о том, что учреждение не вправе было расходовать средства субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, на выплаты работникам столовой и буфета.
Судами сделан вывод о том, что дебиторская задолженность в сумме 1 074 153 руб.06 коп. по статье "Субсидии на иные цели" была использована на погашение задолженности в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд России, уплачиваемой за счет статьи "Субсидии на выполнение государственного задания", в нарушение пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390, пункта 2.3.1 Соглашения о предоставлении целевой субсидии от 19.01.2015.
В кассационной жалобе ГБПОУ "Якутский индустриально-педагогический колледж" возражает против выводов судов.
Заявитель указывает, что расчет суммы субсидии на выполнение государственного задания в 2015, 2016 гг. произведен на основе нормативов затрат, включающих расходы на содержание в штате учреждения работников столовой и буфета.
Однако из содержания судебных актов не следует, что в судебное разбирательство представлялись документы, обосновывающие расчет суммы субсидии с учетом приведенного довода. Установление новых обстоятельств в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Ссылка заявителя на нормативные и иные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к образовательной деятельности, в силу которых необходима организация питания обучающихся, подлежит отклонению, поскольку вопросы источника финансирования применительно к деятельности бюджетного учреждения данными актами не регулируются.
Кроме того, довод являлся предметом оценки Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. Оснований не соглашаться с выводами суда не имеется.
Существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определила:
отказать государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутский индустриально-педагогический колледж" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Колледж расплачивался с работниками столовой и буфета за счет субсидий, которые он получил на выполнение госзадания. Региональный Минфин признал это неправомерным и потребовал вернуть в бюджет деньги, которые учреждение потратило нецелевым образом. Суды трех инстанций поддержали позицию министерства, а судья Верховного Суда не нашел оснований для пересмотра дела.
Образовательная деятельность для колледжа - основная. Именно для нее он получает субсидии. Организация питания непосредственно не связана с основной деятельностью. Чтобы кормить студентов, колледж может привлечь организацию общепита, кроме случаев, когда он получает из бюджета дополнительные деньги на эти цели (в спорном случае этого не было).
Определение Верховного Суда РФ от 17 октября 2018 г. N 302-КГ18-16037 по делу N А58-3561/2017
Текст определения официально опубликован не был