Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.А. Степина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.А. Степин просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 4), 19, 21 (часть 1), 23 (часть 1), 46 (часть 1) и 118 Конституции Российской Федерации статьи 8, 9 и 10 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Н.А. Степиным было подано заявление в прокуратуру о возобновлении производства по уголовному делу в отношении его деда С.Н. Степина, осужденного в 1941 году, ввиду новых обстоятельств с целью пересмотра дела и отмены вынесенного обвинительного приговора, в чем заявителю было отказано на основании того, что дело ранее уже было прекращено в связи с отсутствием в действиях С.Н. Степина состава преступления и он реабилитирован в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Постановлением районного суда в удовлетворении жалобы Н.А. Степина на ответ должностного лица прокуратуры отказано, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
По утверждению заявителя, оспариваемые нормы нарушают его конституционные права в той мере, в какой препятствуют обращению в суд для пересмотра обвинительного приговора с целью его отмены и прекращения уголовного дела в отношении лица, пострадавшего от политических репрессий, в случае выдачи прокуратурой заключения об отсутствии в действиях этого лица состава преступления и справки о реабилитации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых определены, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 26 мая 2016 года N 937-О, от 29 сентября 2016 года N 1895-О, от 24 ноября 2016 года N 2554-О, от 26 января 2017 года N 110-О и др.).
Целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" согласно абзацу третьему его преамбулы является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из статьи 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2000 года N 103-О, от 12 ноября 2008 года N 1031-О-О, от 13 октября 2009 года N 1341-О-О, от 29 мая 2012 года N 858-О и др.).
Согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие данного Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пунктами "а", "б", "г", "д", "е" статьи 3 и статьей 5 данного Закона; по материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати; при отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте "д" статьи 3 данного Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пунктах "а", "б", "г", "е" его статьи 3 делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 данного Закона (части первая - третья статьи 8); дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными данным Законом; в результате рассмотрения дела суд признает лицо не подлежащим реабилитации либо признает, что лицо репрессировано необоснованно, отменяет состоявшееся решение и дело в отношении него прекращает (части первая и вторая статьи 10); реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом данным Законом и законами субъектов Российской Федерации; реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета (части первая и четвертая статьи 12).
Таким образом, оспариваемые Н.А. Степиным статьи Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", будучи направленными на достижение закрепленной в его преамбуле цели, на защиту прав лиц, пострадавших от политических репрессий, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Требуя признать их не соответствующими Конституции Российской Федерации, заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос об изменении установленного данным Законом порядка реабилитации жертв политических репрессий. Между тем разрешение этого вопроса, как предполагающее внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степина Николая Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 2148-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степина Николая Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 8, 9 и 10 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)