Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
Особенности правового регулирования деятельности отдельных организаций
Федеральный закон "О противодействии коррупции" распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены такими особенностями их правового статуса как: формирование имущества за счет Российской Федерации, наделение помимо общегражданских прав и обязанностей целым рядом публично-правовых полномочий, реализация которых затрагивает значительную часть населения страны.
Данные организации обладают рядом особенностей и разнообразным правовым статусом.
На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции").
I. Правовой статус организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, индивидуален, поскольку регулируется законом, в силу которого данное юридическое лицо образовано.
Особенности антикоррупционных стандартов для государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний определяются статьей 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обязанности работника государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании (в случаях и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации"):
- представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
- сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Запреты для работника государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании (в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации"):
- участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании;
- осуществлять предпринимательскую деятельность;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании;
- получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 349.1 ТК РФ, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
- использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, а также передавать его иным лицам;
- разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
- принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании организаций;
- создавать в государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений;
- заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Работнику государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, его супругу (супруге) и несовершеннолетним детям в случаях, предусмотренных федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
II. Организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами.
Правовое регулирование деятельности данных организаций осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.
Перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению".
Особенностью для организаций с государственным участием, относящихся к перечню организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, является распространение на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, требований статьи 12.4 Федерального закона "О противодействии коррупции", статьи 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции".
С учетом разнообразия правового статуса указанных организаций, а также практики выявления прокурорами нарушений в их деятельности можно выделить следующие базовые аспекты осуществления в них эффективной антикоррупционной работы.
- Основой надлежащей организации антикоррупционной деятельности является сформированная база правовых актов ведомственного и локального характера, определяющих порядок реализации в организации антикоррупционных процедур.
При этом вопросы реализации в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, базовых положений нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции возложены федеральным законодательством на соответствующие государственные органы.
В организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, базовые положения нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции реализуются самостоятельно. Соответствующие локальные нормативные акты организаций, как и иные антикоррупционные меры правового характера должны соответствовать требованиям федерального законодательства.
Законодательством о противодействии коррупции предусмотрен широкий спектр правовых актов, рекомендуемых к разработке и принятию в зависимости от организационно-правовой формы организации, в который входят:
- перечни должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также супругу и несовершеннолетних детей;
- порядок представления должностными лицами, включенными в Перечни, сведений о доходах, а также иной информации, уведомлений, заявлений, связанных с соблюдением установленных запретов, ограничений и обязанностей;
- перечень должностей, замещение которых влечет запрет открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за рубежом, владеть иностранными финансовыми инструментами;
- перечень должностей, на которые распространяются иные запреты, ограничения и обязанности;
- порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, где раскрыты основания для проведения заседаний, регламент принятия решений и их обжалования;
- порядок проведения антикоррупционных проверок подразделением либо должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- ряд других правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральным законодательством.
- Любой организации, созданной на основании федеральных законов, а также для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, рекомендуется определить подразделение (должностное лицо), ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов.
При этом необходимо нормативно регламентировать полномочия данного подразделения (должностного лица) таким образом, чтобы дать ему реальную возможность по осуществлению профилактики коррупции в организации, а именно реализовывать функции по обеспечению соблюдения работниками ограничений, запретов и требований к служебному поведению; принимать участие в антикоррупционном нормотворчестве; обеспечивать деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; взаимодействовать с правоохранительными органами.
! Следует не допускать произвольного расширения полномочий таких подразделений.
- Следующим важным элементом, позволяющим дать положительную оценку работе по предупреждению коррупции в организации, является наличие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, состав которой сформирован с учетом требований законодательства, а также высокое качество работы данной комиссии.
- Еще одним важным условием надлежащей профилактики коррупции в организации является наличие эффективной системы контроля при назначении на должности, внесенные в Перечни, оперативность проведения служебных проверок и выполнения иных антикоррупционных процедур.
- Для обеспечения действенного контроля при назначении на соответствующие должности необходимо в рамках предоставленных полномочий организовать работу по проверке достоверности сведений представляемых кандидатом, в том числе о месте предыдущей работы (в целях исключения незаконного привлечения к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего).
- Общим требованием ко всем антикоррупционным подразделениям является повышение оперативности проведения служебных проверок для того, чтобы не позволить сотрудникам, допустившим нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущих увольнение в связи с утратой доверия, избежать ответственности в связи с истечением сроков привлечения к ней, а также уволиться по собственному желанию.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (ред. от 03.08.2018) контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения.
- Обеспечение прозрачности проведения закупочных процедур, позволяющей минимизировать коррупционные риски с учетом всех бизнес-процессов, а равно осуществление мониторинга внедренных процедур по предотвращению коррупции и контроля за их соблюдением.
Прежде всего, для этого следует проанализировать Положения о закупочной деятельности в организации, включив в них соответствующие антикоррупционные нормы, исключающие возможность предусматривать для организации слишком широкие пределы усмотрения, допускающие возможность необоснованного установления исключений из общего порядка и коррупционных злоупотреблений.
Особое внимание при проведении проверок исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" органами прокуратуры уделяется организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также осуществляющим деятельность в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам и имеющих повышенное социальное значение. К таким организациям, прежде всего, относятся организации, осуществляющие деятельность в сферах образования, здравоохранения, жилищнокоммунального хозяйства, государственные и муниципальные предприятия и учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.