Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 51-АПГ18-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алтайского краевого Законодательного Собрания на решение Алтайского краевого суда от 18 июня 2018 года об удовлетворении административного искового заявления прокурора Алтайского края о признании не действующей с момента вступления решения суда в законную силу части 2 статьи 7-1 Закона Алтайского края от 6 февраля 2012 года N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (в редакции Закона Алтайского края от 31 января 2018 года N 5-ЗС).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Законодательного Собрания Алтайского края Киреевой И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
6 февраля 2012 года Губернатором Алтайского края подписан принятый постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2012 года N 27 Закон Алтайского края N 5-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края". Законом Алтайского края от 31 января 2018 года N 5-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" указанный нормативный правовой акт дополнен статьей 7-1, частью 2 которой предусмотрено осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах организации общественного питания, соответствующих требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".
Прокурор Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд о признании не действующей приведённой выше региональной нормы, считая её принятой с превышением компетенции субъекта Российской Федерации, предоставленной федеральным законодателем в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решением Алтайского краевого суда от 18 июня 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Алтайское краевое Законодательное Собрание просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Относительно доводов апелляционной жалобы представлены возражения участвующим в деле прокурором.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит постановленное по делу решение суда не подлежащим отмене.
Признавая недействующим оспариваемое положение, суд сделал выводы, сводящиеся к тому, что указание в региональной норме в качестве особого требования к розничной продаже алкогольной продукции при осуществлении услуг общественного питания на необходимость соблюдать требования межгосударственного стандарта ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификации и общие требования" является избыточным, требование, по сути, направлено на определение объективных критериев предприятий, осуществляющих услуги общественного питания. Между тем такие критерии урегулированы федеральным законодательством, в том числе и межгосударственным стандартом ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификации и общие требования" подлежащие исполнению на всей территории Российской Федерации, они не требуют своего дополнительного подтверждения.
Выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение и подлежащими применению по настоящему делу.
В силу пункта 4, абзаца второго пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ) федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, он одновременно устанавливает и требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, говоря о том, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в пункте 4; организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Очевидно, при таких данных у субъекта не было оснований для введения особых требований, предъявляемых к объектам общественного питания, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, относящихся к сфере государственных стандартов.
Иное означает превышение органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьёй 5 названного выше федерального закона установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является прерогативой федеральных органов государственной власти.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алтайского краевого Законодательного Собрания - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 51-АПГ18-15
Текст определения официально опубликован не был